Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Развитие познавательного интереса у старших школьников через использование инновационных технологий на уроках иностранного языка » Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Страница 5

По его мнению, важнейшим элементом, лежащем в основе познавательного интереса, является волевое усилие. В педагогической практике оно нередко принимается за антипод интереса. В действительности же познавательный акт, который происходит под влиянием познавательного интереса от начального этапа (постановки цели, познавательной задачи) до завершения необходимым результатом, представляет собою своеобразное шаговое движение, сопровождаемое волевой направленностью, преодолением малых и больших трудностей и препятствий. Самыми характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями следует считать инициативу поиска, самостоятельность добывания знаний, выдвижения к постановки задач на пути познания.

Интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое.

Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес, полный мысли. Но мыслительные процессы в познавательном интересе выступают в своей ярко выраженной эмоциональной окрашенности. Процесс учения, познавательный акт в состоянии интереса, носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер.

Итак, в самом общем определении, познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека, обладающего познавательным интересом, углубляться в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явлений.

В этом смысле познавательный интерес и составляет тот важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, который побуждает учиться с охотой, связан с радостными переживаниями от умственного труда, с постоянным стремлением углубляться в изучение одного или нескольких учебных предметов. Участвуя в создании положительного отношения к мировоззренческой основе знаний, познавательный интерес в конечном итоге активно содействует их воспитательному влиянию, формированию научного мировоззрения [10; 13-14].

По мнению, В.Б.Бондаревского, стойкий познавательный интерес — это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремится к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия, пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке.

Понятие «потребность» определяется как настоятельная необходимость человека в том, без чего его жизнь не может быть полноценной. Потребность в самообразовании – это составная часть духовных потребностей личности, в которых концентрируется мировоззрение человека, отражаются его идеалы, интересы и творческие способности. Чем глубже интерес к знаниям, тем ярче и многостороннее, особенно у учащихся старших классов, должно быть выражено стремление к самообразованию.

Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании — это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду и людям труда, научить подростков и старших школьников отвечать за свое поведение и поступки, быть сознательными, дисциплинированными, целеустремленными и деловыми молодыми людьми. Пробуждая и развивая интерес к конкретной теме, конкретному предмету, каждый педагог не просто осуществляет простую передачу опыта, учит, помогает им овладеть конкретными умениями и навыками, но и одновременно укрепляет веру в свои силы и творческие возможности [2;56-57].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru