Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Развитие познавательного интереса у старших школьников через использование инновационных технологий на уроках иностранного языка » Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Страница 2

Познавательные интересы в широком смысле слова выступают в форме учебных и специально научных интересов к математике, физике и химии, биологии, философии, психологии и т. п.

К профессионально-трудовым интересам относятся педагогические, индустриально-технические, сельскохозяйственные, административные и т. п.

Общественно-политические интересы — это интересы к определенным видам общественной работы и специально к организаторской руководящей деятельности, интерес к политическим вопросам, публицистике.

Четвертую группу составляют эстетические интересы, или интересы к литературе, кино, театру, музыке, живописи.

Различают также непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, уже - овладению знаниями, процессу труда, творчеству. Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности: например, к образовательному цензу, приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда. Наиболее благоприятным для активной деятельности личности является правильное соотношение непосредственного и опосредованного интереса.

По уровню действенности интересов их можно подразделить на пассивные и активные.

Пассивные - это созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта, например, любит слушать музыку, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности к глубокому познанию объекта, овладению им и творчеству в интересующей его области.

Активный интерес - это интерес действенный, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса. Активный интерес - один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.

Различают также интересы по объему. В этом случае говорят о широких и узких интересах. Однако такое различие не определяет видов, а скорее характеризует структуру интересов личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними интересами и с узкими. К первым можно отнести Ломоносова, Суворова, они многим интересовались и глубоко во всем разбирались; вторые проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не проникли в сущность объектов, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-либо одним. Есть люди с очень узкими интересами, которые ограничены в своем развитии. Это очень односторонние люди, живущие в узком мирке своего интереса.

По глубине различают глубокие и поверхностные интересы. Первые характеризуют человека как вдумчивого и ответственно относящегося к делу. Такой человек стремится проникнуть глубоко в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией. Люди с поверхностными интересами в познавательном отношении выступают верхоглядами, в практическом - легкомысленными людьми. И, наконец, интересы подразделяют по их устойчивости. В этом плане можно говорить об устойчивых и неустойчивых интересах. Неустойчивость характерна не только детям, но и некоторым взрослым людям. Устойчивые интересы часто связаны с развитыми способностями и глубоким, осознанием своего долга и призвания. В реальной жизни встречаются люди с определенным для них типичным сочетанием, различных видов интереса. Так, можно наблюдать людей с активным и глубоким, но узким интересом и, наоборот, с разносторонними, широкими, но поверхностными интересами. В идеальном положительном типе сочетаются широта и глубина, активность и устойчивость интересов. Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких, многосторонних интересов есть центральный, глубокий основной интерес жизни [3;102-104].

Интерес – явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания может влиять различными своими сторонами. Именно поэтому, проблема интереса и его роли в учебной деятельности интересовала педагогов и психологов. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических и педагогических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям, другие - к направленности внимания, третьи - к познавательному интересу личности. Этой проблемой занимались Ананьев Б.Г., Божович Л.Н., Выготский Л.С., Щукина Г.И., Гордон Л. А., Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н., Морозова Н. Г., Петровский А.В., Рубинштейн С. Л., Стронг Е. К. и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru