Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Развитие познавательного интереса у старших школьников через использование инновационных технологий на уроках иностранного языка » Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Познавательный интерес как проблема философии, педагогики, психологии

Страница 4

Психологической наукой установлены следующие ступени развития познавательных процессов:

- любопытство;

- любознательность;

- подлинно познавательный интерес;

- теоретический интерес [11;12].

На стадии любопытства не возникает стремление познать сущность явления, здесь привлекает, прежде всего, занимательная сторона.

Стадия любознательности характеризуется стремлением самостоятельно узнать как можно больше об интересующем предмете, выйти за пределы известного.

Подлинно познавательный интерес – это интерес к раскрытию сущности явления, установлению причинно – следственных связей, закономерностей. Ему свойственны интеллектуальное напряжение, целеустремленность и целенаправленность, богатство чувств, он отличается активностью, действенностью.

Высшая ступень развития познавательного интереса – стадия теоретического интереса, для которой характерно не только стремление к проникновению в сущность предмета, явления, к познанию теории, но и стремление использовать добытые знания на практике, воздействовать на мир с целью его преобразования [2].

Проблема познавательного интереса и его роли в учебной деятельности интересовала педагогов с давних пор. В настоящее время актуальность проблемы развития познавательного интереса можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению этой проблемы можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, полагающего, что одна из основных задач учителя «всеми средствами воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении» [3;58].

По его мнению, интерес к познанию – это одна из важнейших черт личности, которую следует развивать всеми возможными средствами. «Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукою… мало того, - писал Коменский, - что он не будет» избегать труда, он будет искать его и не бояться напряжений и усилий.

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов старших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для школьников занимательным. С этой целью учителя старших классов насыщают свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, проводят различные нетрадиционные уроки, используют такой вид работы как проектная методика и другие. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами использование которых в практической деятельности помогает успешному решение целей обучения и воспитания школьников [19;23].

Он разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям. «Воспитатель не должен забывать, что учение лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет». Он считал школьную скуку «источником множества детских проступков и даже пороков». К.Д.Ушинский подчеркивал, что учение – это серьезный труд, который должен быть интересным и привлекательным [11;144].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru