Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Интерес как очень сложное и значимое для личности образование, имеет множество различных трактовок:
- интерес выступает как избирательная направленность человека, его внимания, его мыслей и помыслов (Рубинштейн С. Л.);
- интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Стронг Е. К., Рубинштейн С. Л.);
- интерес трактуется как активатор разнообразных чувств (Фрейер Д.) и как своеобразная чувствительность ребёнка (Бюлер Ш.);
- в интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессом занятий (английский словарь психологических терминов);
- интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Гордон Л. А.);
- интерес – это структура, состоящая из потребностей (Бюлер Ш.);
- интерес – это активно-познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Морозова Н. Г.);
- «это специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью» (Ковалев А. Г.).
Таким образом, психологическое понятие «интерес» отражает множество значимых процессов – от единичных (внимание), до совокупности их, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.
Ковалев А. Г.) [11; 5].
Из всех видов наибольший интерес для нас представляет – познавательный интерес. Так как именно этот вид интереса является чрезвычайно значимым для учебной деятельности.
В психологической литературе мы обнаружили многообразие взглядов на познавательный интерес. Большинство психологов связывают интерес с потребностью. Их часто отождествляют. Взаимосвязь между познавательными интересами и потребностями очень сложна. Существует тончайшая взаимообусловленность интересов и потребностей, которая не дает оснований ставить между ними равенство.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что интерес отражает потребность, но не сводится к ней [17;111]. Целый ряд исследователей (Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев и др.) полагают, что интерес – это направленность помыслов, мыслей, а потребность – желаний, влечений. С насыщением потребности исчезают, удовлетворение интересов – стимул его дальнейшего совершенствования и углубления.
Некоторые ученые приравнивают познавательный интерес к мотиву. Л.И.Божович указывает на то, что познавательные интересы – это ценные мотивы деятельности, которые при определённых условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в жажде знаний.
Маркова А.К. также определяет познавательный интерес как мотив: «Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности, её мотивационной сфере» [5].
Познавательный интерес в отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний всегда имеет свой предмет, в нем ясно и четко выражена направленность на определенную предметную область к глубокому познанию, к которой должен стремиться школьник. Познавательный интерес – это один из сильнодействующих мотивов человеческой деятельности, то есть реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности.
Познавательный интерес представляет собой сплав важнейших, для развития личности психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляются:
- активный поиск;
- догадка;
- исследовательский подход;
- готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес, могут быть следующими:
- эмоции удивления;
- чувство ожидания нового;
- чувство интеллектуальной радости;
- чувство успеха.
Итак, познавательный интерес – важный вид интереса, он несет в себе все функции интереса как психического образования: его избирательный характер, единство объективного и субъективного, наличия в нем органического сплава интеллектуальных и эмоционально – волевых процессов. познавательный интерес иностранный инновационный