Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Раннее целенаправленное педагогическое воздействие на детей с нарушенным слухом приводит к принципиальным изменением поведения ребенка. Часть детей, уже к 3-5 годам, несмотря на тяжелую тугоухость и даже глухоту, максимально сближается по уровню не только общего, но и речевого развития с нормально слышащими детьми. Это позволяет организовывать их интегрированное обучение в среде слышащих детей.
Таким образом, перед дефектологом стоят задачи способствовать обогащению общего развития детей, осуществлять коррекцию аномального развития, интеграция ребенка с нарушенной слуховой функцией в слышащую среду. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
Приложение 1
речь слабослышащий дошкольник семантический
Комплекс коррекционных занятий по устранению недостатков семантической стороны речи у слабослышащих дошкольников
Занятие № 1
Тема: Фрукты
Цели:
- расширять словарь
- развивать навык глобального чтения
Оборудование:
Картинки с изображением фруктов или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта.
Речевой материал: яблоко, груша, вишни. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу…Тут лежит груша (яблоко). Что будем делать? Будем заниматься. Кукла, ест, зайка, мишка, грушу, вишни, яблоко. Будем читать.
Ход занятия
Организационный момент. Педагог: «Привет. Сядьте. Что будем делать? Будем заниматься».
1. Игра «Назови, какие ты знаешь фрукты». Педагог предлагает детям по очереди перечислить названия фруктов.
2. Дети сидят за своими столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с фруктами. Взрослый предъявляет поочередно все фрукты и о каждом из них спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты.
Педагог ставит корзинки на стол. Раздает детям муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку.
Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам.
3.Педагог показывает картинку, где кукла ест вишни, зайка ест яблоко, мишка ест грушу. Педагог спрашивает детей, кто изображен на картинке. Затем спрашивает, что делает каждый из персонажей, что ест каждый из персонажей. После каждого ответа детей выставляются таблички с соответствующим словом. Дети прочитывают предложения по очереди.
Итог занятия.
Занятие №2
Тема: животные
Игра «Поезд»
Цели: учить детей глобальному чтению, учить отвечать на вопросы.
Оборудование: поезд с вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.
Речевой материал: будем играть, поезд едет. Собака, кошка, лиса, заяц, волк, едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку…). Где едет лиса (волк, заяц…)? Верно, неверно.
Ход игры
Дети полукругом сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (собака, кошка, волк, лиса…). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк… едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц ит.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряжено - отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.
Занятие № 3
Тема: ДОМАШНИЕ животные
Игра «Лото»
Цели: продолжать расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.
Оборудование: пять предметных картинок с изображением животных, большая карта - лото, на которой написаны названия предметных картинок.