Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Цель контрольного этапа эксперимента – выявление сформированного уровня развития речи у слабослышащих дошкольников.
В эксперименте принимали участие те же трое детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, обучающиеся в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха (г.Чита).
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. С помощью выбранных диагностических методов повторно исследовать уровень развития речи у слабослышащих дошкольников.
2. Сделать выводы по окончании контрольного этапа эксперимента.
Данный контрольный этап нашего эксперимента проводился с января по март 2009 г.
Возраст детей на момент обследования (спустя два года) был уже в границах от 5 лет до 5 лет 5 месяцев:
Саша Т. – 5 лет 4 мес.
Наташа С. – 5 лет
Юля Н. – 5 лет 5 мес.
Итак, в нашем психолого-педагогическом эксперименте участвовали трое детей с нарушениями слуха в возрасте от 5 до 5,5 лет, обучающихся в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха (г.Чита).
После проведения методов диагностики были получены следующие результаты.
Таблица 5
Результаты исследования сенсомоторного уровня речи
Ф.И. ребенка |
Количество баллов |
Саша Т. |
5 б. – высокий уровень |
Наташа С. |
3 б. – средний уровень |
Юля Н. |
5 б. – высокий уровень |
Таблица 6
Результаты исследования грамматического строя речи
Ф.И. ребенка |
Количество баллов |
Саша Т. |
5 б. – высокий уровень |
Наташа С. |
4 б. – средний уровень |
Юля Н. |
4 б. – средний уровень |
В результате было отмечено, что все трое детей справились с заданиями на исследование сенсомоторного уровня и грамматического строя речи. Все дети имеют при этом высокий и средний уровень речевого развития.
По сравнению с констатирующим этапом эксперимента, уровни речевого развития повысились.
Далее проводили исследование семантической стороны речи по тем же трем методикам, проводимым и на констатирующем этапе эксперимента: «Изучение понимания речи», «Кто это», «Назови, что ты видишь».
Таблица 7
Результаты исследования семантической стороны речи
Ф.И. ребенка |
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Саша Т. |
12 б. – высокий |
10 б. – высокий |
12 б. - высокий |
Наташа С. |
8 б. – средний |
7 б. - средний |
9 б. – средний |
Юля Н. |
10 б. - средний |
9 б. - средний |
8 б. - средний |
В результате проведения трех методик на исследование семантической стороны речи («Изучение понимания речи», «Кто это», «Назови, что ты видишь»), мы выявили, что у детей улучшилось понимание смысловой стороны речи. Повысился объем активного словаря. Многие предъявленные картинки не вызывали затруднений, все дети объясняли значение многих слов, описывали знакомые предметы.