Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
На современном этапе необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности - это консультирование, которое осуществляет, в основном, консультативно-диагностическая служба (ПМПК). Работа должна быть направлена, прежде всего, на активную пропаганду психологических знаний среди воспитателей, медицинских работников и бать ков, на разработку рекомендаций по организации корректирующие-педагогической работы с детьми и вопросам профилактики отклонений в развитии.
Работа с родителями осуществляется в двух формах - индивидуальной и групповой. Продолжительность индивидуальной консультации от 1 часа до 1,5 часа, однако, из них 20-30 мин. занимает непосредственное обследование ребенка, а дальше - беседа с родителями и наблюдения за любыми играми ребенка. Обследование ребенка проводится в присутствии родителей и с их согласия. Такая форма целесообразна и обусловлена, прежде всего, психологическими особенностями возраста ребенка: ребенок раннего возраста психологически неотрывная от матери или особы, которая ее воспитывает. Увеличение продолжительности обследования допустимо за счет изменения видов деятельности ребенка и отбора и использования методических приемов сохранения интереса к процессу.
При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы корректирующее - воспитательной работы с ней. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия с ней родителей.
Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:
- раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;
- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;
- выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);
- определение условий воспитания ребенка;
- обоснование педагогического прогноза;
- разработка индивидуальной программы коректировочной работы;
- организация коректировочной работы с родителями и детьми.
Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребёнка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их с точки зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.
Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка - общение, предметной деятельности, игры, обучение. В то же время, для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно разной, так как та или иная деятельность состоит в зависимости от определенных социальных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития, относится общения и тесное практическое взаимодействие ребенка со взрослым.