Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
- функциональная локализация нарушения, предусматривает различение основных видов дефекта: первый - особый, обусловленный дефицитом отдельных функций (гнозис, праксиса, речи и др.), второй - общий, связанный с нарушением регуляторных систем;
- зависимость от времени поражения и продолжительности состояния, в частности в первую очередь страдают те функции, которые находятся в сенситивные периоды формирования, затем те, которые связаны с повреждением. Чем раньше произошло поражение, тем более устойчивые явления регресса и распада;
- характер взаимоотношений между первичным и вторичным дефектом: первичные нарушения и вторичные, возникающие опосредовано в процессе социального развития, как последствия первичного;
- нарушение межфункциональных взаимодействий систем в процессе аномального системогенеза, в частности, в нормальном онтогенезе выделяют несколько типов: явления временной независимости функций, ассоциативные и иерархические связи.
Перечисленные параметры по-разному проявляются в различных вариантах дизонтогнеза интеллектуальной, моторной и сенсорной сфер. С позиций патогенеза нарушенного развития личности Г. Сухарева различает три вида психического дизонтогенеза: задержанный, поврежден и искаженный развитие; Л. Каннер отличает недоразвитие и искаженный развитие; по мнению Г. Ушакова и В. Ковалева, основными клиническими типами психического дизонтогнеза есть два: ретардации - замедленный и устойчивое психическое недоразвитие, как общий, так и отдельный, и асинхрония, как неравномерно, дисгармоничный развитие, охватывающее признаки ретардации и акселерации. В. Лебединским определены следующие типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанный развитие, поврежден развитие, дефицитарний развитие, искаженный развитие, дисгармоничный развитие - то есть, шесть видов дизонтогенеза. Их особенности:
- Устойчивое недоразвитие. Характеризуется ранним повреждением, незрелостью мозговых структур. Примером устойчивого недоразвития является олигофрения.
- Задержка развития. Характеризуется задержанным темпом развития познавательной и эмоционально-волевой сфер. Пример задержанного развития - задержка психического развития (ЗПР), вариантами которой являются: конституционная (гармоничный и дисгармоничный инфантилизм), соматогенные, психогенная, церебральная (церебрально-органическая).
- Поврежденное развитие. Характеризуется повреждением развития после 2-3 лет. Примером поврежденного развития является органическая деменция.
- Дефицитарное развитие. Характеризуется тяжелыми нарушениями отдельных анализаторних систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
- Искривленное развитие. Наблюдается сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Примером искаженного развития является детский аутизм.
- Дисгармоничное развитие. Характеризуется диспропорцией развития в эмоционально-волевой сфере. Примером дисгармоничного развития являются психопатия, патологическое формирование личности.
Все эти виды дизонтогенеза делятся на три основные группы дизонтогенеза:
- I группа - отклонения по типу ретардации (задержка развития) и дисфункции созревания. Эту группу составляют: общее устойчивое недоразвитие (умственная отсталость); задержка развития.