Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Контроль за психическим развитием ребенка с целью своевременного выявления нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложная и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшей способностью нервной системы ребенка - пластичностью, то есть нервная система молодого организма гибко реагирует на внешние воздействия и ни в какой другой период добиться положительного влияния и полноценной компенсации практически невозможно.
Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста являются теории/точка зрения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение общественного опыта в процессе ее активной деятельности. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошкольном - игровая, в недрах которых происходит развитие моторики, мышления, речи.
При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения опыта является подражания действиям взрослого. При оценке действий ребенка важной теоретической основой является концепция Л. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальный (достижение на данный момент) и потенциальный (связан с зоной ближайшего развития). Последний определяется способностью ребенка к сотрудничеству со взрослыми, усвоение новых способов действий и продвижения на более высокую степень умственного развития. Зона ближайшего развития является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. В связи с этим необходимо научное понимание возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психолого-педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития, разностороннее изучение особенностей развития детей раннего возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии. В настоящее время отечественные исследователи применяют комплексное возрастное вы учения ребенка с учетом социальной ситуации ее развития.
Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференциально-диагностических методик имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют схожий характер. Вместе с тем, различные виды нарушений влияют на развитие ребенка, определяя его специфические особенности.