Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности конструктивного мышления дошкольников

Особенности конструктивного мышления дошкольников

Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям уже в детском саду.

Математическая подготовка предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных, пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, а умение конструктивно мыслить – актуальным и современным, потому что на сегодняшний день остаётся одной из основ математического развития дошкольников.

Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности. "Конечным продуктом" такой деятельности является конструкция.

Проблема развития конструктивного мышления нашла отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.А. Люблинской, Ж. Пиаже и др. Эти ученые отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек и т.д., что само собой направляет на исследование.

Конструктивная деятельность является эффективным средством создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т.д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием математического мышления, логико-конструктивного способа познания математического содержания.

Конструктивное мышление дошкольника необходимо развивать как основу его математического развития. Тесная связь между конструктивным и пространственным мышлением позволяет обоснованно высказать предположение о том, что в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей математического стиля мышления.

Однако вопрос развития конструктивного мышления мало изучен, хотя современная практика воспитания детей в детском саду пытается найти средства и способы развития данного вида мышления у дошкольников в процессе обучения математике.

Из вышеизложенного можно выделить противоречие: с одной стороны, в процессе обучения математике возможно развитие конструктивного мышления дошкольников, но, с другой стороны, недостаточное методическое обеспечение не позволяет сделать этот процесс эффективным и результативным.

Проблема исследования

связана с поиском средств развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Это определило выбор

темы нашей работы: "Развитие конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике".

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель исследования: дать теоретическое обоснование средствам развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Объект исследования: развитие конструктивного мышления дошкольников.

Предмет исследования: средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике.

Гипотеза исследования: развитие конструктивного мышления, возможно, будет осуществляться эффективнее, если в процессе обучения дошкольников математике:

1. Дидактические игры с геометрическим материалом.

Геометрический материал стимулирует процесс развития мышления и воображения, необходимые для решения любых познавательных задач. В процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

2. Развивающие упражнения, развивающие пространственные представления и зачатки геометрического мышления детей, формирующие умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывающие такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

3. Моделирование вещественное и графическое, пространственное и количественное, символическое замещение, позволяющее формировать приёмы умственной деятельности (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и т.д.).

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить особенности развития конструктивного мышления у дошкольников.

2. Охарактеризовать средства развития конструктивного мышления у дошкольников в процессе обучения математике.

3. Провести диагностику уровня развития конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать план занятий по развитию конструктивного мышления старших дошкольников в процессе обучения математике.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике; анализ проведённой работы и результатов исследования;

- эмпирические: диагностическое обследование.

База исследования: МДОУ № 29 д/с "Теремок" г. Чита.

Практическая значимость: разработанный нами проект может быть использован педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по развитию конструктивного мышления в процессе обучения математике.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru