Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности конструктивного мышления дошкольников » Характеристика конструктивного мышления

Характеристика конструктивного мышления

Страница 1

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие "конструктивное мышление" состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное.

По мнению Р.С. Немова, мышление – это процесс обобщенного познания человеком действительности, т.е. получения общих знаний о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: знания, которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных свойств предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти предметы и явления [17, с.269].

Согласно точке зрения Н.В. Белкина, мышление представляет собой психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности, основанный на раскрытии связей и отношений между предметами и явлениями [2, с.178].

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения ребенком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. То есть, в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности, творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов [8, с.79].

Математическое мышление – это прежде всего умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Характеристику математического мышления Ю.М. Колягин рассматривает в следующих аспектах [10, с.138]:

- содержание (основные типы математического мышления и мыслительные операции);

- качества мышления;

- формы математического мышления;

- личностные качества человека, занимающегося математикой.

Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.

Конструктивное мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструированием, вслед за А.В. Белошистой, будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию А.В. Белошистая понимает формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию – научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет [5, с.262].

Конструктивное мышление – умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение видеть объект как бы прозрачным, видеть невидимые линии и части, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать) [5, с.263].

Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления [5, с.263].

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru