Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка.
В.В. Абашина считает, что математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий [1, с.15].
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. "Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций" [21, с. 7].
Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическое развитие ребёнка дошкольного возраста будет эффективным в том случае, когда оно представляет собой целенаправленный и непрерывный процесс активизации и формирования характерных качеств математического мышления (гибкости, системности, критичности, логичности, вариативности, рациональности и др.), что приводит к стимуляции и упрочению способностей к продуктивному оперированию математическим содержанием.
Поскольку ведущим типом мышления детей дошкольного возраста является наглядно-действенное мышление, а наглядно-образное мышление представляет собой ведущий тип мышления на границе перехода в начальную школу, основным способом обучения ребёнка должен стать конструктивно-моделирующий способ деятельности – эмпирическое обобщение результатов своей собственной деятельности на основе сенсорно воспринимаемой информации.
Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребёнку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим на математических занятиях посредством системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребёнком самостоятельно, и при этом приводящих ребёнка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера.
Основной целью математического образования дошкольников является формирование элементарных математических представлений, подготовка к школе [5, c.12], стимуляция и развитие математического стиля мышления (соответствующих возрасту компонентов и качеств этого стиля мышления). В дошкольном возрасте сензитивным компонентом математического мышления является конструктивное мышление. Данной цели придерживались А.М.Леушина, М.И.Метлина.
Содержание математического развития отражено в программе обучения детей математике. Его можно разделить на три направления: представления и понятия; зависимости и отношения; математические действия.
Анализ различных программ по математике в ДОУ показывает, что основным в их содержании являются представления и понятия: количество, число, множество, подмножество, величина, мера, форма предмета и геометрические фигуры, пространственные представления (направление, расстояние, взаимное расположение предметов), временные представления (единицы измерения времени, некоторые его особенности).
На основе представлений о множестве у детей формируются представления и понятия о числах и величинах. Усваивая понятия о числах, ребенок учится абстрагировать количественные отношения от всех других особенностей элементов множества (величина, цвет, форма). Это требует от ребенка умения выделять отдельные свойства предметов, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Формирование понятий о величине тесно связано с развитием у детей числовых представлений, а знания о числе позитивно влияют на формирование знаний о форме предметов (у квадрата 4 стороны, все равны и т.п.).
Другим направлением в обучении дошкольников математике является ознакомление их с рядом математических зависимостей и отношений.
В процессе обучения наряду с формированием у детей практических действий формируются умственные действия, которыми без помощи взрослых ребенок овладеть не может. Именно умственным действиям принадлежит ведущая роль, т.к. объектом познания в математике являются скрытые количественные отношения, алгоритмы, взаимосвязи.
Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками и словами.