Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Педагогический процесс » Методология и методика педагогического исследования

Методология и методика педагогического исследования

Страница 1

Термин «методология» в научной лексике отражает понятие нескольких уровней. Простейшее определение имеет двойную формулировку. Методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; это учение о научном методе познания.

В педагогике наиболее адекватным уровню ее теоретического развития является определение методологии как учения о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. Такое определение соединяет две группы научного инструментария. Одна содержит комплекс средств познания педагогической реальности и выступает как хранилище комплекса условий и средств, предписаний и ориентиров для исследовательского труда. Другая располагает принципами, методами, средствами, процедурами, подчиненными целям вооружения практиков технологией преобразования педагогической деятельности.

В начале 70-х годов 20 века ученый М.А. Данилов говорит о необходимости разработки методологии педагогики как особой ветви научного знания. Предметом методологии педагогики он считал сами педагогические знания, способы их добывания, условия их внедрения в педагогическую практику. Творчески развивая эти положения, можно выделить четыре основных аспекта методологии педагогики: она должна заниматься вопросами педагогического знания, науки, тенденциями их развития; изучать предмет педагогики, ее категориальный аппарат; исследовать логику и методы педагогики, процесс познания; внедрять полученные знания в практику. Сегодня методология педагогической науки принимает нормативный по своему месту и вариативный по существу характер.

В структуре методологического знания выделяются четыре уровня. Содержание высшего – философского – уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Второй уровень – общенаучный – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научный – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке. Четвертый уровень – технологический – составляют методика и техника исследования.

Все уровни методологии взаимосвязаны, но философский выступает в качестве всеобщей методологии и содержательного основания всякого методологического знания.

2. В качестве методологии педагогики выступают различные философские учения (направления), а именно: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм и др.

Главными представителями экзистенциализма являются Н.А. Бердяев, К. Ясперс, А. Камю и другие. Основное понятие этого учения – существование, то есть индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я». Отрицается существование объективного знания и объективных истин. Ученик должен творить себя сам: уяснять смысл вещей и явлений с помощью чувств. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Наиболее ярким представителем прагматизма является американский ученый

Д. Дьюи. Он считается основателем прагматической педагогики. Выдвинул ряд важнейших принципов обучения и воспитания: развитие активности детей; возбуждение интереса как мотива учения ребенка и другие. Основой учебного процесса, считал Д. Дьюи, является индивидуальный опыт ребенка, поэтому цель образования – «самовыявление» данных ребенку от рождения инстинктов и склонностей.

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru