Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Педагогический процесс » Управление педагогическими системами как отрасль научного знания. Внутришкольное управление

Управление педагогическими системами как отрасль научного знания. Внутришкольное управление

Страница 1

Система внутришкольного управления, сложившаяся в период централизованной командно-административной системы и ориентированная более всего на сам педагогический процесс, а не на его участников, в настоящее время нуждается в совершенствовании и значительном обновлении, ибо она не способна: обеспечить перевод школы с экстенсивного на интенсивный путь развития и саморазвития; разрешить весь арсенал личностно-ориентированных задач, определенных в новом «Законе Российской Федерации об образовании», в частности осуществить замену сформированных ею субъектно-объектных отношений в системе «руководитель - учитель - ученик - родитель» на субъектно-субъектные, лежащие в основе саморазвития каждой личности.

Современные тенденции наметившихся школьных преобразований предопределяют необходимость перевода внутришкольного управления на новую парадигму, составляющую новую «управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Ориентация на человека и его потребности; создание в школе условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого школьника и учителя и мотивацию их на эффективную самоуправляемую индивидуальную и коллективную деятельность в различных автономизированных внутришкольных системах, - такова суть новой парадигмы внутришкольного управления, его обновления в современных условиях.

Учитывая, что управление - это процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, руководитель школы считает себя целиком и полностью ответственным за этот процесс и его результаты. А потому он сам активно собирает информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, анализирует ее, планирует, организует, контролирует и регулирует все стороны жизнедеятельности школы. Но разве может директор школы, даже опираясь на своих заместителей, обеспечить сбор всесторонней, полной и достоверной информации обо всех школьных делах, своевременно и полно проанализировать весь ее объем и на основе этого принять действительно качественные управленческие решения? Конечно, нет. Да и зачем именно так, взвалив все на свои плечи, делать? Не лучше ли организовать управление педагогическим процессом в школе так, чтобы на основе коллективного прогнозирования ее деятельности каждая подсистема школы(методическое объединение, предметная кафедра, проблемная творческая группа и т.п.) функционировала автономно, взяв на себя целиком и полностью ответственность за процесс управления им и его результаты? Но для этого руководителю школы необходимо изменить свою управленческую позицию и, соответственно структуру, и содержание внутришкольного управления.

Может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? Конечно, хотелось бы ему этого, а некоторые и считают себя таковыми. Потому, посещая уроки учителей различных предметов, он стремится вникнуть в сущность происходящих на них педагогических процессов, проанализировать их и на основе этого выдать в готовом виде рекомендации к последующим действиям учителя.

Как к ним относиться учителю? Отвергнуть или принять к исполнению; оценить их объективность и сделать собственные выводы о последующей работе с детьми; задуматься над ними и кое-что осуществить на практике? Эти или подобные им вопросы всегда возникают у каждого учителя после посещения и анализа урока руководителем школы. Происходит это оттого, что учитель - профессионал в области своего предмета - порой более руководителя знает все особенности его преподавания, отношение детей к его деятельности и предмету, тоньше чувствует эмоциональный, волевой и интеллектуальный настрой учащихся на уроке и многое другое. Учитель создал собственную систему педагогического взаимодействия с учащимися и модель управления ею. А потому его оценка функционирования построенной им системы может не совпадать (что чаще всего и бывает на практике) с оценкой руководителя, однажды включившегося в ее изучение и оценивание.

Страницы: 1 2 3 4

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru