Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Педагогический процесс » Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии. Учитель и индивидуальный стиль его деятельности

Ученик в учебно-воспитательном взаимодействии. Учитель и индивидуальный стиль его деятельности

Страница 1

Проблема понимания учителем учащихся – ключевая в профессионально-педагогическом общении. Во-первых, это залог творческой работы педагога; во-вторых, верное понимание личности учащегося способствует более плодотворномуформированию коллектива и позитивных межличностных отношений. И, наконец,самое главное: именно при условии точного и адекватного взаимопониманиявозможна успешная реализация учебной деятельности. Взаимопонимание является фундаментальной, но отнюдь не единственной предпосылкой успешности педагогического общения. Учитель не может знать и понимать детей и быть ими отвергнутым, если не сумеет установить педагогически целесообразные взаимоотношения.

Современный исследователь теоретических основ педагогики В.Гинецинский подчеркивает, что воспитательный процесс становиться возможным лишь при особом типе отношений между субъектом и объектом педагогического взаимодействия. По мнению В.А. Караковского, педагогика отношений сегодня становится приоритетном воспитателя. Он характеризует процесс созидания системы воспитательных отношений как тяжелый труд, «высший пилотаж», основанный на взаимном уважении, терпении и самоограничении. Взаимоотношения формируются в непосредственном взаимодействии «лицом к лицу» - на уроке и перемене, на экскурсии и утреннике, то есть в ситуациях формального, регламентированного и неформального, свободного общения. Они составляют внутреннюю, не всегда видимую сторону педагогического взаимодействия, отражая потребностно-мотивационную сферу личности учителя и учащихся. Учителю приходится вступать с детьми во взаимоотношения различного уровня. Как должностное лицо – он организует функционально-ролевые взаимоотношения, соответствующие принятому в школе регламенту. Этому уровню взаимоотношений свойственно отчетливо выраженное неравенство статусов, так как смысл профессиональной роли учителя заключается в том, чтобы быть руководителем, инициатором учебно-воспитательного взаимодействия, а социальная роль ученика обязывает выполнять его требования. В педагогической практике наиболее часто встречаются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися:

- устойчиво-положительные;

- неустойчиво-положительные;

- пассивно-положительные;

- пассивно-отрицательные;

- негативные.

Устойчиво-положительные отношения характеризуются постоянным вниманием к работе всего класса и отдельных учащихся, наличием деловых контактов, приятием всех учащихся, спокойной и положительной эмоциональной тональностью. Учителя с таким отношением реализуют в процессе педагогического взаимодействия свою положительную направленность, характеризующуюся такими личностными параметрами, как заинтересованность успехами учебной деятельности учащихся, стремление авансировать детей, поощрять их достижения, ориентация на продвижение учащихся, умение подчеркнуть их уникальные особенности и др.

Неустойчиво-положительное отношение проявляется тогда, когда имеют место элементы и положительного и отрицательного отношения, но с преобладанием положительного. Чаще всего это ситуативные отношения, обусловленные сменой настроения, результатами деятельности, поведением учащихся. При этом в поведении учителя могут быть замкнутость, сухость, категоричность, педантизм, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, непоследовательность, чередование требовательности и либерализма, дружелюбия и враждебности. Пассивно-положительные отношения – это индифферентное отношение. Онообнаруживается тогда, когда положительное отношение скрыто или трудно пределяется. При этом возникают дистанция между учителем и учащимися, безразличие, отсутствие взаимной тяги и стремления к взаимодействию. Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, когда учитель или ученики демонстративно подчеркивают неприязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовместимость. Такое отношение встречается реже и, как правило, проявляется в ситуациях конфликта и взаимной агрессии. Его характеризует явно-негативная направленность – резкость, акцентированное внимание на недостатках, повторяющиеся замечания и наказания. Пассивно-отрицательное отношение характеризуется недемонстративным отрицанием детей, эмоциональной вялостью, безучастностью, скрытой неприязнью, сухостью, отчужденностью в общении с учениками, равнодушием к их успехам и неудачам, формализмом в работе. Учитель с устойчиво-положительным отношением к учащимся быстрее завоевывает авторитет, вызывает симпатию и даже любовь со стороны учеников, желание подражать ему, считать его эталоном. Такие учителя дают наиболее высокую оценку как классу, так и отдельным ученикам. Они подчеркивают достоинства каждого ученика, замечают индивидуальные успехи, личностный рост, видят перспективы развития, не применяют крайних мер, любят индивидуальные формы работы с детьми, однако остаются требовательными и принципиальными как к

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru