Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Каждый ребенок – вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить творить добро, понимать окружающий мир – задача педагога. Педагогическую деятельность нельзя считать работой. Это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где личность ребенка является стержнем, а становление индивидуальности – главной задачей.
Особое место в педагогической деятельности занимает литературное образовании школьников. Это достаточно сложный процесс, как для учеников, так и для учащихся. Соединить обучение технике чтение и собственное литературное образование – значит впрячь в одну телегу «Коня и трепетную лань» [8;3].
Поэтому с первого дня прихода моих маленьких учеников в школу, начиная с первого класса, я стараюсь строить уроки, в начале уроки обучения грамоте, а затем и уроки литературного чтения так, чтобы дети в совершенстве овладевали всеми качествами чтения и при этом не только умели читать, но и думать, чувствовать, жить, творить.
На своем опыте я убедилась, что не все дети после изучения букв сразу с желанием начинают читать. Тут решила применять приемы В.Н.Зайцева.
Если ребенок находится на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать меньше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полтора за 1 прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых, такой режим автоматически получается , если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр снова та же процедура. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
На родительском собрании каждый родитель получил памятку о «щадящем чтении».
Памятка
1. Читать 5-7 минут
2. пересказ прочитанного (абзаца)
3. отдых час-два
4. Чтение еще одного абзаца
5. Пересказ
6. Отдых
Я стараюсь строить уроки так, чтобы детям было интересно на протяжении всего урока, чтобы ни одна минута не была прожита ребенком бесцельно. Для этого на своих уроках литературного чтения в «читательскую пятиминутку» включаю упражнения для развития способа чтения и всех качеств навыка чтения. Эти упражнения могут быть проведены в течение урока в удобное время.
Приведу примеры данных упражнений:
I. Упражнения, которые помогут увеличить темп чтения.
1. Многократное прочтение
а) Учителем
б) ученик (1 минута отметить)
в) повторить (1 минута отметить)
2. Молния
Чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
3. Чтение «Слоговичков»
С помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
II. Упражнение над артикуляцией
1. Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло – а на улице тепло
Чи-чи-чи – у дома кирпичи
2. Скороговорки
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп)
Упражнение для развития фониматического слуха
1. «Назови слова»
· Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а (т, о, р и т. д.)