Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Рассказ детей, составленный коллективно, может быть примерно следующим:
Наступила осень. Летом было жарко. Листья на деревьях были зеленые. Осенью листья на деревьях желтые, красные. Одни елки и сосны зеленые. Листья падают с деревьев на землю. Они сухие и шуршат под ногами. Это листопад.
Дети наблюдают отлет птиц, исчезновение насекомых, а позже, выпадение снега, наступление морозов, замерзание рек и прудов, метели. После Нового года пишут рассказы о елке, о подарках, о зимних наблюдениях.
Для облегчения наблюдения, выделения признаков и составления описания, даются ориентиры, точки опоры: предлагается указать признаки предметов, отражающие размеры, цвет, форму, вес и другие свойства.
К.Д. Ушинский писал: "Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение…" [14, 45]. В самом деле, сравнение служит одним из важнейших приемов мышления.
Сравнивать – значит устанавливать сходство и различие между предметами и явлениями. Сравнение – аналитическая работа ума. Как правило, операция сравнения сложна и включает элементы синтеза, обобщения, вывод.
Сравнение возможно лишь при условии, что школьники умеют выделять признаки предметов и отличают существенные признаки от несущественных. Так как сравнивать можно лишь по существенным признакам.
При составлении заданий на сравнение нужно учитывать несколько требований:
сравнивать можно только такие предметы и явления, между которыми действительно есть что-то общее (не целесообразно сравнивать трактор с деревом, стол с собакой), то есть соотносимые предметы и явления;
сравнение должно быть целенаправленным; например, волка с собакой можно сравнивать не только по внешним признакам, но и по характеру, по приносимой пользе (или вреду);
операция сравнения должна завершаться выводом, итогом.
Начинаются упражнения на сравнение двух предметов, затем сравнивают три, четыре и даже более четырех объектов.
Следующая важная задача в развитии мышления детей – это формирование понятий. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов или явлений действительности. В понятии эти признаки обобщены, поэтому работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений и сравнений.
Понятия бывают более общие (родовые) и менее общие (видовые). Школьники упражняются в подведении менее общих понятий под более общие понятия. Для этого они пренебрегают видовыми признаками предметов и явлений, а обобщают только по общим родовым признакам.
Например, понятия ель, сосна, пихта, лиственница а также, кедр как понятия видовые входят в родовое понятие хвойные деревья. Здесь, отличительные свойства ели (расположение ветвей, длина иголок, форма шишек), сосны (цвет ствола, высота), лиственницы (способность сбрасывать хвою осенью и т. д.) во внимание не принимаются. Их общие признаки – это форма их листьев, т.е. хвоя; форма всего растения – деревья, а не кустарники, а также некоторые другие свойства, которые младшие школьники могут и не называть: их семена скрываются в шишках, на коре выступает смола и т.п.
Упражнения на обобщение проводятся также на материале грамматико-орфографическом. Так, слова, которые обозначают действия предметов, школьники называют глаголом, т.е. понятие "глагол" является родовым по отношению к многочисленным другим понятиям – словам: бегу, расту, работаю, пою.