Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах » Методы и приемы преподавания темы ВОВ в русской литературе

Методы и приемы преподавания темы ВОВ в русской литературе

Страница 6

суровый глубоко переживающий

сухой страдающий

холодный умеющий быть твердым)

скрытный

придерживающийся только устава

малограмотный

не умеющий принимать решения

- Работа над отрывками произведения (выразительное чтение фрагментов, напечатанных на карточках). Какие приемы применяет автор, рисуя образ Васкова?

(Несобственно-прямая речь, авторская характеристика, экскурс в историю).

VII. Обобщение. Выступление ученика.

Мы видим, что, знакомя читателя с Васковым, Б. Васильев прибегает и к прямой авторской характеристике, и к несобственно–прямой речи, и к экскурсам в прошлое героя. Символ опорной роли таких людей, как Васков, добросовестных работников, трудяг и в мирной жизни, и в военной. Он педантично следует уставу - это выдает ограниченность кругозора старшины, ставит нередко в смешное положение. Взаимоотношения старшины и зенитчиц сначала складываются трудно именно оттого, что, с точки зрения Васкова, девушки постоянно нарушают Устав, а, с точки зрения девушек, что Васков слепо следует Уставу, не учитывает живую жизнь. Для них он «пенек замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Смертельный бой с диверсантами стал тем испытанием, в котором глубже раскрывается характер Васкова. Он проникается сочувствием и теплом к горю каждой, узнавая их ближе. Сроднившись с ними бедой, желанием победить, Васков говорит: «Да какой я вам старшина, сестренки? Я теперь вроде как брат».

Но еще более существенно другое изменение в характере. Мы видим, что Васков по привычкам, по складу мышления - добросовестный исполнитель. Иногда смешной в своей педантичности. Но, преодолевая первоначальную растерянность, опаску, Васков приобретает решительность, инициативность. И делает то, что в его положении могло быть единственно правильным и возможным. Он рассуждает: «Война- это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает. Устав для того и создан, чтобы голову тебе освободить, чтобы ты вдаль думать мог, на ту сторону, за противника».

VIII. Вывод. Слово учителя.

Борис Васильев видит основу духовного преобразования старшины в его исконных нравственных качествах, прежде всего в неискоренимом чувстве ответственности за все на свете: за порядок на разъезде и за сохранность казенного имущества, за настроение подчиненных и за соблюдение ими уставных требований. Так в повести «А зори здесь тихие» раскрывается связь между добросовестностью, рачительностью человека-труженика и его способностью к высокой гражданской активности.

В конце повести автор поднимает своего героя на высоту осознанного героизма и патриотизма. Авторская интонация, сливаясь с голосом Васкова, достигает патетики: «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия».

Единый подвиг – защита Родины – уравнивают старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде. Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, чтобы зори были тихие. Это и есть мера героического, по Васильеву.

Кому же адресована повесть?

(Молодому поколению, чтобы помнили – об этом говорится в эпилоге).

IX. Беседа по фильму.

Создатель фильма С. Ростоцкий усилил эмоциональную отдачу. Средствами киноискусства удалось углубить контраст между мирной счастливой жизнью и войной, смертью, лежащей в основе повести. Почему в фильме война в черно-белом изображении, а мирная жизнь девушек (вспомните фрагменты первой части фильма, просмотренные ранее) и современная – в цветном?

(Присутствие цвета напоминает, что красота природы никого не трогает, не задевает. Все силы отданы борьбе.)

- В фильме нашим современникам уделено больше места, чем в книге. Поэтому тема памяти стала значительнее.

X. Просмотр фрагмента фильма (эпилог) – три минуты.

XI. Черновая работа над фрагментами рецензий.

Класс работает над пунктом плана рецензии «Художественные средства, язык произведения».

XII. Чтение работ. Подведение итогов урока. Домашнее задание: написать рецензию.

Рассматривая этот урок, хочется отметить использование таких средств наглядности как просмотр фрагментов фильма, прослушивание фонограммы, а также работу над эпиграфами произведения. Большой интерес представляет умело организованная беседа, тщательно подобранные вопросы которой умело направляют ученика к раскрытию основного замысла повести. Органично сливается с основной идеей урока подобранный учителем эпиграф – стихотворение Ю. Друниной. Интересна также перекличка с уроком русского языка (работа над понятием «отзыв», развитие речи).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru