Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Режиссер Станислав Ростоцкий
Актеры: А. Мартынов, Н Долганова, Е. Драпеко, И. Маркова, О. Остроумова, А. Шевчук.
Эпиграфы:
Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов.
У войны не женское лицо. С. Алексиевич.
Ход урока.
I. Чтение учеником под фонограмму проигрыша и припева песни «Эх, дороги» стихотворения Ю. Друниной.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты-
То юность моя в огне…И
дут по войне девчата,
Похожие на парней.
II. Слово учителя.
Прозвучало стихотворение Ю. Друниной. «Женщина на войне». Женщина и война – совместимы ли эти понятия? Подвиг, его грани, его гуманистическая сущность – об этом мы будем говорить сегодня. Сказанное должно найти отражение в предстоящей работе – рецензии. Итак, одна из целей наших двух сегодняшних уроков - продолжить отработку навыка написания рецензии, ввести в рецензию на книгу элемент рецензии на фильм, так как следующий этап в нашей работе по развитию речи - рецензия на фильм. Мы должны уметь отличать рецензию от отзыва. Рецензию мы будем писать на повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». В этом году юбилей писателя.
III. Слово о писателе. Сообщение ученика.
Писатель Б. Васильев родился в городе Смоленске в 1924 году 21 мая в семье военного. Учился в городской школе, не имея особых успехов. Летом 1941 года через две недели после начала войны ушел на фронт прямо со школьной скамьи. На фронте был тяжело ранен, но к 1943 году состояние Бориса Васильева улучшилось, он выздоравливает. После окончания войны решил идти по стопам отца и поступил в Академию бронетанковых войск, но тяга к творчеству взяла верх. У Бориса Васильева было желание изложить на бумаге все, что он увидел и пережил на фронте. Так появились повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился». В ответ на критику повести «А зори здесь тихие» Б. Васильев пишет: «Я не Васков, хотя многим на него похож». Несомненно, свои чувства писатель отразил в диалоге:
- Пока война – понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему решение такое принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? .
- Не надо,- тихо сказала она, - родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а потом – канал».
IV. Работа над эпиграфами.
Чтение эпиграфов. Ответы на вопросы: 1) Почему их два? 2) Как они раскрывают содержание повести?
Рекомендация: отразить содержание ответов в рецензии.
V. Работа над отзывом.
1) Словарная работа: отзыв о…., рецензия на…
2) Слово учителя. Вы должны уметь отличать отзыв от рецензии. После прочтения книги я попросила вас написать отзыв, в котором бы отразились ваши первые впечатления от прочитанного. (Дается краткий анализ работ)
3) Чтение отзыва. (2 лучшие работы)
4) Вопрос: чем отличается отзыв от рецензии?
VI. Анализ текста. Просмотр фрагментов фильма
1) В написании рецензии вам помогут вопросы, предложенные мною для обсуждения, работа с текстом и кадры из великолепного фильма Станислава Ростоцкого. Итак, смотрим, слушаем, размышляем, делаем записи.
2) Просмотр фрагмента (начало фильма - пейзаж) – 30 секунд.
3) Вот в этих местах, карельских лесах, и происходили события, описанные в повести. Как вы понимаете название повести? Как помогает пейзаж раскрыть смысл названия произведения? (Красив карельский пейзаж: зеленые леса, чистые реки, спокойная гладь воды, высокое глубокое небо. Тишина. Тихие зори. И все это разрушают автоматные очереди. Война не должна разрушать мирную жизнь. И каждый должен это помнить и сохранить Землю. Землю, где зори тихие. Помнить о тех, кто сохранил мир).
4) «А зори здесь тихие, тихие…». И вот в этом тихом, красивом месте, где, казалось бы, что и войны-то нет, погибают пять девушек-зенитчиц, защищая свою Родину. В чем своеобразие характера каждой из пяти девушек, что делает каждую неповторимой?
(Учащиеся характеризуют героинь, выделяя черты, отличающие девушек друг от друга: Рита Осянина - ярко выраженное чувство долга. Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность. Женя Комелькова – отчаянная, ярко красивая, ее красотой восхищаются все: мужчины, женщины, друзья и даже враги. Лиза Бричкина – душевность, открытая сердечность, понимание природы. Галя Четвертак – большая фантазерка, способна преображать действительность.)
5) Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?
(Чтобы подчеркнуть: девушки разные, но их сейчас объединяет одно - защита Родины. Они не созданы для войны, но вынуждены стрелять.)
6) У каждой из них свой счет к фашистам. Какой?