Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
(У Риты Осяниной на второй день войны в утренней контратаке погибает муж. У Жени Комельковой «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемет». У Сони Гурвич семья оказалась в оккупированном Минске. Лиза Бричкина жила в ожидании счастья, и вот, казалось, оно нашло ее - Лиза чувствовала это. Но все разрушила начавшаяся война. Галка Четвертак верила в свои фантазии, и, возможно, они стали бы реальностью, но этому помешала война).
7) Важно увидеть и то общее, что все–таки заключено во всех девушках-зенитчицах. Что же это? Давайте рассмотрим сцену прибытия на разъезд и обустройство.
(Выразительное чтение и комментарий отрывков: «И оторопел…. за последний месяц». «Ночами зенитчицы азартно лупили…. хихикать будут до осени».)
- Каким чувствам окрашивает автор эти строки, описывая взаимоотношения Васкова и зенитчиц?
(Чувством юмора).
- Так какие же общие черты свойственны девушкам?
(Женственность, доброта, жизнелюбие, обаяние, нежность).
- Доброта…. Приведите примеры уже боевых действий, где проявляется это качество. Перескажите эти эпизоды кратко, делая упор на состоянии героинь, затем сделайте вывод.
(Рита Осянина подбила немецкий самолет и расстреляла парашютистов. «Девчонки, крича от восторга, целовали Риту, она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло».
Женя Комелькова, преследуя вместе с Васковым диверсантов, спасает его, убивая фашиста прикладом винтовки. «Женька вдруг бросила винтовку и, согнувшись, пошла за кусты, шатаясь, как пьяная. Упала там на колени: тошнило ее, выворачивало, а она, всхлипывая, все кого-то звала – маму что ли….».
Эпизоды показывают, что девушки тяжело переживают смерть врагов. Враг для них – прежде всего человек. Убивать они вынуждены: идет война).
- Есть какие-то сомнения у девушек, правильно ли они поступают, выражая готовность вступить в бой на этой территории, где нет фронтовых действий?
(Сомнений нет. Готовность вступить в бой - это общее, что объединяет девушек).
- Мы подошли к термину «собирательный образ». Что же это значит?
(Обобщенный, относящийся ко многим).
- Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
(Да).
- Перечислите еще раз качества, характеризующие зенитчиц.
(Женственность, обаяние, жизнелюбие, нежность, доброта, готовность принять бой, защитить свою Родину).
8) Ради этого они не жалеют своих жизней. Посмотрим фрагменты фильма, трагические сцены.
Гибель девушек. Роли исполняют: Рита – И. Маркова, Женя – О. Остроумова, Соня – А. Шевчук, Галя – Н. Долганова, Лиза – Е. Драпеко, Васков – А. Мартынов.
- Фильм прекрасен. Актерам удалось передать душевное состояние героинь. Но фильм все-таки не может заменить слова. Давайте обратимся к тексту. Возьмем три эпизода.
9) Анализ эпизодов.
Эпизод гибели Лизы Бричкиной. Выразительное чтение отрывка «…огромный бурый пузырь…» до конца главы, глава 7.
- При помощи каких художественных средств автор передает состояние героини?
(Эпитеты: острая (боль), холодная жидкая (грязь), одинокий (крик); антитеза: жидкое месиво - синее прекрасное небо; метафора: «копошившийся ужас вдруг разом выплеснулся наружу»; сравнение: «свет солнца, как обещание завтрашнего дня»; подбор глаголов подчеркивает безысходность положения Лизы: рванулась, потеряли, повисли, сдавила, тащило, извивалась; (крик) звенел, взлетал, путался, падал, взлетал)
Эпизод гибели Жени Комельковой.
- Почему оказалась один на один с фашистами?
Чтение отрывка «А немцы ранили ее вслепую…» до конца главы, глава 13.
- Какими словами передается несовместимость: женщина и война?
(Долго смотрели, гордое прекрасное лицо). Эпизод гибели Риты Осяниной.
- Что заботило Риту перед смертью? Ответьте текстом.
(Глава 14 « Она не жалела себя, своей жизни… как потом сложится его жизнь». «Женя сразу …умерла?»)
- Как передает автор ощущение Васкова, когда он услышал выстрел?
(«Он скорее почувствовал, чем расслышал…» Глаголы, деепричастия: почувствовал, расслышал, замер, вслушиваясь, боясь поверить, побежал - передают напряжение, горечь, жалость).
10) Чтение учителем фрагментов. «Старшина не ответил…» до конца главы, глава 12, «Здесь у меня болит….а уже потом канал», глава 14. Прокомментируйте строки. С каким чувством прощается Васков с девушками?
11) Можно ли назвать гибель девушек героической?
(Да).
12) Работа над образом Васкова.
- Подвиг совершают на только девушки, но и старшина Васков. К этому герою применимо слово эволюция. Эволюция героя. Что такое эволюция?
(Развитие, процесс, переходящий в качество).
- Как изменился Васков? Давайте, применяя прилагательные, причастия, проведем параллель: начало произведения - встреча зенитчиц и конец повести - пленение немцев.
(встреча зенитчиц пленение немцев