Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
изображая музыкальные образы животных, которые могут быть грустными (минорными) и радостными (мажорными), ученики осознают перцептивный (чувственный) компонент лада.
В этих играх ученики продолжают развивать свои полифонические способности. Исполнение песенки сопровождается не заученными движениями рук и ног, а движениями свободными, требующими определенного уровня развития координации, а также распределения внимания. Разучивая варианты игр и добиваясь точного исполнения заданий, педагог развивает полифонические способности ученика на основе развития чувствительности в разных видах деятельности, что составляет определенную трудность для школьников.
Игра «Ладошки»
Содержание: ученики встают в круг, учитель исполняет песенку (71, с. 56), ученики изображают в движение содержание песенки.
Текст.
Раз ладошка, два ладошка,
Мы похлопаем немножко,
Потанцуем и поспим,
Засмеёмся, побежим.
Раз, ножка, два ножка,
Мы потопаем немножко,
Потанцуем и поспим,
Засмеёмся, побежим.
Раз ушко, два ушко,
Мы потрём их вместе дружно.
Потанцуем и поспим,
Засмеёмся, побежим.
Этапы освоения игры.
Этап №1.
Учитель исполняет песенки, ученики разучивают ее. Затем предлагается ученикам спеть песенку и изображать её содержания самостоятельно.
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод создания художественного контекста, метод повторного восприятия.
Этап №2.
Ученики исполняли песенку с движениями сольно, дуэтом, трио и т.п.
Учитель обрывает музыкальное исполнение в любом месте песенки. В это время ученики должны прекратить петь и двигаться («замереть»).
Используемые методы: метод упражнения, метод музыкального обобщения, метод сравнения, метод повторного восприятия.
Этап №3.
Учитель предлагает на громких и тихих звуках, не меняя песенки, показывать разные движения. Этот этап представлял наибольшую трудность, так как изменение движений непосредственно было связно с распределение внимания и выполнением разных действий одновременно.
Используемые методы: метод упражнения, метод уподоблению характеру, метод контрастных сопоставлений, метод сравнения.
В игре «Ладошки», кроме развития звуковысотного слуха, метроритмических способностей, а также певческих навыков, развивается динамический слух.
В этой игре, как и в вышеперечисленных играх, ученики продолжают развивать свои полифонические способности. Исполнение песенки сопровождается не заученными движениями рук и ног, а движениями свободными, требующими определенного уровня развития координации, а также распределения внимания. Разучивая варианты игры и добиваясь точного исполнения заданий, педагог развивает полифонические способности ученика на основе развития чувствительности в разных видах деятельности.
Игра «Часы»
Оборудование: нарисованный циферблат часов, музыкальные «тарелки» или маракасы.
Содержание: театрализация песенки.
Текст:
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас!
Этапы освоения игры.
Этап №1.
Ученики поют разученный текс песенки (71, с.58), учитель в паузах изображает удары часов (с помощью маракасов, тарелок, хлопками и т.п.).
Учитель и ученики меняются ролями – учитель исполняет песенку, а ученики изображают в паузах удары часов.
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод музыкального обобщения, метод уподоблению характеру, метод сравнения.
Этап №2.
Ученики «превращаются» в часы и изображают ногами постоянное тиканье часов (на каждую четверть). Учитель поет разученную песенку часов.
Вышеприведенные задания исполняются дуэтом (ученик – учитель, ученик - ученик).
Используемые методы: метод упражнения, метод наглядно-слухового показа, метод музыкального обобщения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному.
Этап №3.
Ученики одновременно «превращаются» в часы, изображая ногами тиканье часов (на каждую четверть) и поют песенку часов.
Ученики одновременно «превращаются» в часы, изображая ногами тиканье часов (на каждую четверть), поют песенку часов и хлопками исполняют её ритмический рисунок.
Сольное исполнение какого-либо варианта.
Используемые методы: метод упражнения, метод убеждения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод уподоблению характеру, метод сравнения.
Освоение данной музыкальной игры способствует развитию произвольных форм познавательных процессов ученика. До разучивания или в процессе разучивания данной музыкальной игры можно ознакомить учеников с понятием паузы.