Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Цель нашей работы - выявить, обосновать и доказать возможность развития полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой нами гипотезы был проведен педагогический эксперимент.
В эксперименте участвовали ученики двух классов начальной школы одной параллели – 2 «А» класса (экспериментальный, далее именуется «Э - класс») и 2 «Б» класса (контрольный, далее именуется «К - класс») основной общеобразовательной школы № 227 г. Заречного Пензенской области. В каждом классе обучается по 25 детей. В К – классе проводились обычные уроки музыки по программе Д. Б. Кабалевского. В Э – классе проводились уроки музыки по программе Д. Б. Кабалевского с внедрением на каждом уроке специальных музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие полифонических музыкальных способностей учащихся, а также ученики Э – класса 1 раз в неделю посещали музыкальный факультатив. В основе факультативных занятий была положена авторская программа С. А. Роговой (69), направленная на развитие полифонических музыкальных способностей детей. Эксперимент проходил на протяжении I и II четвертей 2008 -2009 учебного года.
На констатирующем этапе эксперимента нами была проведена педагогическая диагностика.
Педагогическая диагностика – это деятельность, направленная на выявление изменений в развитии ребенка в процессе освоения им учебной программы для определения эффективности педагогической деятельности (29,с. 10).
Для определения уровня развития полифонических музыкальных способностей у учащихся начальных классов нами была использована педагогическая диагностика, разработанная С. А. Роговой (72, с. 87).
Диагностика проходила в индивидуальном порядке, в основу которой были положены игровые задания.
Цель: выявить уровень развития полифонических способностей у учащихся 2 класс (детей 7 – 8 лет).
Инструментарий: чашка, мячик.
Проведение: наблюдение за детьми в процессе выполнения игровых заданий «Делаю два дела одновременно» и «Два в одном».
Вариант №1.
Данный вариант направлен на выявление функционального уровня полифонических способностей, основанных на распределении внимания. Учитель предлагает ученику показать как пьют чай из чашки, поднося ее к губам и опуская на стол; играют в мячик одной рукой, отбивая его о пол. При этом предметы брать в руки нельзя. Затем педагог предлагает одной рукой «играть в мячик», а другой – «пить чай». При этом сами предметы в руки не берутся.
Критерии:
высокий уровень – ребенок быстро и правильно производит два действия одновременно, при этом каждый образ существует как бы независимо от другого;
средний уровень – ребенок достаточно точно совершает действия одной рукой, при этом другая рука выполняет резкие движения, мало соответствующие нужному образу;
низкий уровень – ученик не в состоянии справиться с заданием или отказывается его выполнить.
Вариант №2.
Учитель первоначально предлагает простучать одной рукой ритм слова «дедушка», а другой рукой ритм слова «мама».
Задача: необходимо простучать одновременно эти два слова двумя руками. При этом решающую роль играет ритмическая организация этих слов. Критерии:
высокий уровень – ученик быстро, четко, «произносит» два слова одновременно, ударяя руками о парту или ногой об пол.
средний уровень – ученик точно «произносит» ритм заданного слова одной рукой, при этом другая рука выполняет удары, не соответствующие ритму другого заданного слова;
низкий уровень - ученик не в состоянии справиться с заданием или отказывается его выполнить.
Результаты диагностики функционального уровня полифонических музыкальных способностей (в %) представлены в таблицы 1.
Таблица 1. - Результаты диагностики функционального уровня
Уровни |
Методы исследования | |||
Вариант №1 |
Вариант №2 | |||
Эк |
Кк |
Эк |
Кк | |
Высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
0 |
0 |
0 |
0 |
Низкий |
100 |
100 |
100 |
100 |