Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Критерии:
высокий уровень – ученик четко «произносит» два голоса одновременно, хлопая руками о парту или топая ногами;
средний уровень – ученик делает 1 – 2 ошибки;
низкий уровень – ребенок не справляется с заданием или отказывается его выполнения.
Результаты диагностики полифонических музыкальных способностей на контрольном этапе (в %) даны в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты диагностики полифонических музыкальных способностей
Уровни |
Методы исследования | |||||
Вариант №1 |
Вариант №2 |
Вариант №3 | ||||
Эк |
Кк |
Эк |
Кк |
Эк |
Кк | |
высокий |
38 |
0 |
19 |
0 |
9 |
0 |
средний |
38 |
0 |
52 |
0 |
28 |
0 |
низкий |
24 |
100 |
29 |
100 |
63 |
100 |
Анализ результатов диагностики развития полифонических музыкальных способностей у младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
Уровень развития музыкальных способностей у школьников Э – класса значительно опережает уровень развития данных способностей у школьников К – класса по всем показателям, чего не наблюдалось на констатирующем этапе. При этом обращает на себя внимание также возросший уровень развития учеников К – класса.
Данные способности могут быть развиты на определенном (более низком) уровне с помощью методики, принятой за основу проведения уроков музыки в общеобразовательной школе, за исключением полифонических способностей.
Уроки музыки в Э – классе проводимые нами по программе С.А. Роговой, дают результаты, показатели которых значительно превышают показатели работы с учениками в К – классе.
Наиболее значимые изменения произошли в развитии полифонических способностей у учащихся Э – класса.
Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к следующим выводам:
полифонические музыкальные способности у учащихся младших классов не развиваются в процессе обычной жизнедеятельности без целенаправленного обучения;
полифонические музыкальные способности у учащихся младших классов могут быть развиты в общеобразовательной школе в процессе профессиональной педагогической деятельности учителя музыки;
результаты эксперимента позволяют утверждать, что в данном возрасте ребенок способен одновременно осуществлять контроль за двумя или более выполняемых действий или процесса;
наблюдения за учениками в процессе эксперимента говорят о том, что развитие полифонических музыкальных способностей оказывает воздействие на развитие личности ученика и ведет к обогащению его духовного мира.
• развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
- взаимосвязи педагогических, психологических и музыкальных знаний с содержанием, формами и методами педагогической деятельности;
- применение дифференцированного подхода к учащимся;
- обеспечение педагогом взаимосвязи эмоционально - волевого и интеллектуального развития учащихся младших классов общеобразовательной школы.
На основании проведенного исследования, цель которого состояла в выявлении, и доказательстве возможности развития полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе была достигнута.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическую литературу по развитию полифонических музыкальных способностей. Было доказано на практике, что полифонические музыкальные способности могут быть развиты на определенном уровне у детей младшего школьного возраста в игровой форме и с помощью специальных методов музыкального обучения, которые применяются с учетом уровневого механизма развития полифонических музыкальных способностей.