Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Программа экологического образования школьников должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.
Конечным результатом должно бы и, не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. "Природа и люди - одно целое", "Природа в опасности", "Природа ждёт моей помощи" - вот те важнейшие выводы, которые должны сделать каждый ребёнок (младший школьник).
Ядро содержания экологического образования в младшей школе включат в себя четыре взаимосвязанных компонента:
- познавательный - понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;
- ценностный - осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.;
- нормативной - овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
- деятельностный - овладение видами и способами общественно - полезной практической деятельности школьников, направленной на формирование умений экологического характера.
К ведущим идеям, важным в плане экологического образования и воспитания - относятся следующие положения: "природа - единое целое", человек - часть живой природы, "между компонентами природы существуют взаимосвязи", "окружающая природная среда зависит от смены времен года", "окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества" и др.
Именно ведущие идеи позволяют объединить все четыре компонента, образующие ядро содержания экологических знаний, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Именно разделу «Взаимоотношения организма и среды »отводиться важная роль в решении обозначенных выше проблем.
В состав экологических знаний включены знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений - умения поведенческие и деятельностные. И те и другие формируются не только в ходе основной учебной работы, но и во внеклассной деятельности. Отбор общего содержания экологического образования в начальных классах осуществляется во взаимосвязи с компонентами содержания.
Познавательный компонент:
- в понятие "природа" входят объекты неживой и живой природы. Они многообразны и взаимосвязаны;
- растения, животные, человек - часть живой природы, живые организмы. Живой организм - единое целое;
- живой и неживой природе свойственны явления. Природные явления взаимосвязаны, подвержены изменениям (причинно - следственные связи природных явлений);
- природе свойственны сезонные явления. Краеведческий характер их динамики;
- человек и природа - многообразие связей. Один из основных видов связи - трудовая деятельность человека.
Ценностный компонент:
- природа-источник условий жизни для человека: питания, дыхания, труда, отдыха;
- природа - источник ресурсов для народного хозяйства;
- природа источник красоты и вдохновения для творческой деятельности человека;
- выражения эмоционально - эстетического наслаждения красотами природы - через устную и письменную речь;
- значение состояния окружающей среды для формирования первоначальных знаний об эстетической ценности природы, для развития эмоционально - чувственной сферы человека;
- жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды;
- роль природных факторов - для укрепления здоровья человека.
Нормативный компонент:
- отношение взрослых и детей к растениям, животным окружающей природной среде;
- нормы и правила поведения человека в окружающей природной среде, их выполнение;
- мотивы отношения и поведения человека в природе. Позитивные и негативные поступки взрослых и детей в природе, отношение к этим поступкам, их оценка (самооценка);