Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Методика изучения взаимоотношений организма и среды в курсе общей биологии » Анализ опыта педагогов по экологическому образованию и воспитанию на примере темы «Взаимоотношения организма и среды»

Анализ опыта педагогов по экологическому образованию и воспитанию на примере темы «Взаимоотношения организма и среды»

Страница 4

Программа экологического образования школьников должна включать бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Конечным результатом должно бы и, не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. "Природа и люди - одно целое", "Природа в опасности", "Природа ждёт моей помощи" - вот те важнейшие выводы, которые должны сделать каждый ребёнок (младший школьник).

Ядро содержания экологического образования в младшей школе включат в себя четыре взаимосвязанных компонента:

- познавательный - понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;

- ценностный - осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т.д.;

- нормативной - овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

- деятельностный - овладение видами и способами общественно - полезной практической деятельности школьников, направленной на формирование умений экологического характера.

К ведущим идеям, важным в плане экологического образования и воспитания - относятся следующие положения: "природа - единое целое", человек - часть живой природы, "между компонентами природы существуют взаимосвязи", "окружающая природная среда зависит от смены времен года", "окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества" и др.

Именно ведущие идеи позволяют объединить все четыре компонента, образующие ядро содержания экологических знаний, детально характеризуя их предметный характер через естественнонаучные дисциплины. Именно разделу «Взаимоотношения организма и среды »отводиться важная роль в решении обозначенных выше проблем.

В состав экологических знаний включены знания интеллектуального и практического характера, а в состав экологических умений - умения поведенческие и деятельностные. И те и другие формируются не только в ходе основной учебной работы, но и во внеклассной деятельности. Отбор общего содержания экологического образования в начальных классах осуществляется во взаимосвязи с компонентами содержания.

Познавательный компонент:

- в понятие "природа" входят объекты неживой и живой природы. Они многообразны и взаимосвязаны;

- растения, животные, человек - часть живой природы, живые организмы. Живой организм - единое целое;

- живой и неживой природе свойственны явления. Природные явления взаимосвязаны, подвержены изменениям (причинно - следственные связи природных явлений);

- природе свойственны сезонные явления. Краеведческий характер их динамики;

- человек и природа - многообразие связей. Один из основных видов связи - трудовая деятельность человека.

Ценностный компонент:

- природа-источник условий жизни для человека: питания, дыхания, труда, отдыха;

- природа - источник ресурсов для народного хозяйства;

- природа источник красоты и вдохновения для творческой деятельности человека;

- выражения эмоционально - эстетического наслаждения красотами природы - через устную и письменную речь;

- значение состояния окружающей среды для формирования первоначальных знаний об эстетической ценности природы, для развития эмоционально - чувственной сферы человека;

- жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды;

- роль природных факторов - для укрепления здоровья человека.

Нормативный компонент:

- отношение взрослых и детей к растениям, животным окружающей природной среде;

- нормы и правила поведения человека в окружающей природной среде, их выполнение;

- мотивы отношения и поведения человека в природе. Позитивные и негативные поступки взрослых и детей в природе, отношение к этим поступкам, их оценка (самооценка);

Страницы: 1 2 3 4 5

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru