Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Двадцатый век ознаменовался веком глобального экологического кризиса в системе “природа-человек”, проникшего во все сферы человеческой жизни и затмившего все другие проблемы современности.
Человечество сегодняшнего дня, находясь на переходном этапе развития от индустриального к постиндустриальному обществу, центральное место в котором принадлежит теоретическому знанию, “в процессе усиления апологетики искусственного мира”, отчуждающей индивида от естественных истоков жизни, уводящих его в мир виртуальной реальности, стоит перед лицом опасности исчезновения как биосоциального вида.[7, 14]
Поэтому, первоочередной задачей, требующей неотложного разрешения, для всех сегодняшних цивилизаций на Земле является сохранение рода человеческого в гармонии с окружающей их естественной (природной средой).
Ученые полагают, что дисгармония при взаимоотношениях человека и окружающего его мира заключается в кризисе его мировоззрения. «Выход из кризиса - отмечает Лисеев - видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение от природы, выработать экологическое мировоззрение, осознать экологические императивы взаимодействия общества и природы. Необходима смена ведущих установок, определяющих характер приоритетов в развитии человеческой деятельности». [14]
Экология - это наука, изучающая взаимодействия биосистем (уровни организации живой материи: организм, популяция, сообщество) с окружающей средой. Учебный предмет экология в общеобразовательных учреждениях является завершающим циклом обучения и воспитания. Содержание учебного предмета экологии отличается высокой степенью абстракции. Содержание обращено к современности.
Оно призвано по средствам обучения, воспитания, развития личности сформировать систему научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающей ответственное отношение к социоприродной среде и здоровью (Экология. Программно -методические материалы, 2001).
Проблемы экологического образования нашли отражение в исследованиях Н. Н. Моисеева (1996, 1999); Г. П. Сикорской (1998); Л. В. Моисеевой (1997); А. В. Миронова (1989), П.И. Пономаревой (2000); Н. М. Мамедова (2001); И. Т. Суравегиной (1995); С. Д. Дерябо (1996); В. А. Ясвина (1996); и др. [17]
Тема исследования: «Методика изучения взаимоотношений организма и среды в курсе общей биологии»
Цель исследования: научно обосновать, смоделировать и проверить на практике эффективность методики преподавания темы «Взаимоотношения организма и среды», способствующей формированию экологического мировоззрения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии в общеобразовательных школе.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1.Изучить состояния преподавания темы «Взаимоотношения организма и среды»
2.Изучить опыт работы учителей по организации уроков и внеурочных мероприятий самостоятельной работы при изучении темы.
В процессе выполнения выпускной работы использовались следующие методы исследований:
1.Изучение педагогического опыта учителей общеобразовательных школ
2.Педагогические наблюдения
3.Проведение письменных и проверочных работ
4.Педагогический эксперимент
Практическая значимость определяется возможностью дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе при изучении курса биологии.
Разработанная методика может найти применения в практике биологического образовании, при прохождении педпрактики в общеобразовательных учебных заведениях.