Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Методика изучения взаимоотношений организма и среды в курсе общей биологии » Анализ опыта педагогов по экологическому образованию и воспитанию на примере темы «Взаимоотношения организма и среды»

Анализ опыта педагогов по экологическому образованию и воспитанию на примере темы «Взаимоотношения организма и среды»

Страница 3

Развивать понятие - значит развивать понимание отраженных в нем противоречий, а процессы усвоения и применения понятий неразрывно связаны друг с другом. При формировании у младших школьников нравственно-экологических понятий важно также учитывать и то, что усвоение понятий, объединенных определенными логическими отношениями, идет более успешно и быстро, если они вводятся, даются младших школьников сразу и в системе, а не одно за другим.

Следовательно, логическая последовательность нравственно-экологических понятий «отзывчивость - гуманность - бережливость - рачительность - рациональность - ответственность» может быть введена в мышление младших школьников сразу (на одном занятии), показана как система норм отношения личности к природе и раскрыта как совокупность содержательных аспектов категории «экологическая ответственность».

В последующем каждому из этих понятий должно быть уделено специальное внимание, но каждое из них всегда должно рассматриваться во взаимосвязи друг с другом и на основе наиболее обобщенного понятия, т.е. ответственности. При этом чрезвычайно важно не только раскрыть существенные признаки каждого из этих понятий, но и показать логические взаимосвязи и переходы, общность и противоречия между формируемыми в системе понятиями.

Придавая формированию нравственно-экологических понятий важнейшее значение, следует учитывать, что не понятие само по себе, а осмысленная в понятиях деятельность является главным фактором воспитания личности. Именно в деятельности нравственно-экологические понятия применяются, обобщаются, закрепляются, развиваются, наполняются глубоким личностным смыслом, переносятся «на себя», что является непременным условием формирования на основе этого того или иного понятия соответствующего личностного качества.

Реализация вышеназванных задач требует включения школьников в различные виды деятельности, например такие, как трудовая, опытническая, спортивно-оздоровительная, учебно-познавательная, игровая, исследовательская, туристско-краеведческая, художественная, и др.

Следует подчеркнуть, что ни один из указанных видов деятельности, взятый в отрыве от других, не может обеспечить всех задач экологического образования и воспитания младших школьников. Только органическое взаимодействие многих видов деятельности приводит к ожидаемым результатам.

Эффективными средствами формирования у школьников ответственного отношения к природе выступают ведущие межпредметно-экологические идеи, задания, разработанные в соответствии с учетом возрастных особенностей учащихся и сконструированные на содержании предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов; разрешение реальных конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия человека и общества с природой; учебные модели, отражающие основные взаимосвязи в системе «человек - общество - природа», и др.

Основываясь на вышеприведенных положениях, можно сказать, что эффективное формирование ответственного отношения школьников к природе представляет собой динамический, многоступенчатый и целенаправленный процесс. Каждая новая ступень данного процесса связана с раскрытием сущности одного из целостной системы нравственно-экологических понятий, что органично увязывается с последовательным формированием у младших школьников адекватных личностных качеств на основе соответствующей нравственно-экологической категории.

Учительница биологии Алиева М. школы №17 считает, что «проблема экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики начальной школы».

Присущие школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способность овладевать определенными теоретическими знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которое позволяет говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru