Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста » Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни

Общая характеристика психофизического развития ребенка первого года жизни

Страница 13

Способность к обучению в процессе обследования выявляется только в пределах тех задач, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы являются следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию; выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; выполнение задач за демонстрацией с использованием голосовой инструкции.

Ребенок может освоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно придерживаться следующих условий:

- количество показов выполнение задачи не должно превышать трех раз;

- речь взрослого служит показателем достижения цели данной задачи и оценки результативности действий ребенка;

- обучение, т.е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о сохранности интеллектуальных способностей, ее потенциальные возможности познавательного развития; отсутствие результата в отдельных случаях может быть связана с нарушениями интеллекта, эмоционально-волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственной деятельности и интерес к конечному результату характерны для детей, которые нормально развиваются; безразличное отношение к тому, что ребенок делает, и к полученному результату характерны для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в балльной оценке линий развития ребенка. При анализе результатов наблюдения за линиями развития основное внимание уделяется оценке возможностей ребенка в плане отношения к помощи, восприятие помощи, т.е. его обучаемость.

Количественная оценка выполнения задач по линиям развития в баллах производится следующим образом:

0 баллов - ставится в тех случаях, когда ребенок не взаимодействует со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

0,25 балла - ставится в тех случаях, если ребенок воспринимает задачи, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задачи.

0,5 балла - ребенок получает, если взаимодействует со взрослым, принимает задание, понимает его цели, но самостоятельно задачу не выполняет; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

1 балл - ребенок получает в том случае, если сразу начинает взаимодействовать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при наблюдении и выполнении восьми задач, является показателем физического, психического и познавательного развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста развитием детей.

Важно отметить, что в случаях выявления отставания в развитии ребенок должен быть обследован психоневрологом или невропатологом.

Таблица 2.1.

Комплекс методик для наблюдения и обследования и определения качества физического и психического развития ребенка первого года жизни

п / п

Линии развития

Задачи

Срок

проведения

1.

Физическое развитие

Наблюдения и задачи соответствия физического развития ребенка общепринятым показателям.

Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 7, 8.

В течение года.

общая моторика

Наблюдение за движениями тела и его частей в обыденной жизни.

мелкая моторика

Наблюдение за движениями рук, правой руки, кисти рук в обыденной жизни.

артикуляция

Наблюдение за природными движениями артикуляционного аппарата в обыденной жизни.

2.

Эмоционально-социальное развитие

Наблюдение с целью выявления контакта, реакции на взгляд и голос взрослого, декабрь, активность, эмоции, участие в игре, понимание запрета и их становления.

Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В течение года.

3.

Познавательное развитие

Наблюдение с целью выявления качества режима дня, особенностей восприятия, внимания, характера деятельности во время бодрствования.

Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В течение года.

сон и бодрость

Наблюдение за сном ребенка, качество и продолжительность сна, активность в часы бодрствования в повседневной жизни.

тактильно-зрительные реакции

Наблюдение за характером деятельности во время бодрствования: фиксирует взгляд на предметах, лице взрослого, захватывает игрушки, предметы, удерживает и действует с ними.

4.

Развитие речи

Наблюдение с целью выявления реакции на звуки окружающего, голос взрослого, имя, инструкции. Произнесения звуков, слов.

Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В течение года.

слуховые ориентировочные реакции

Наблюдать за способностью воспринимать отдельные инструкции и исполнять их, понимать названия отдельных предметов или игрушек в обыденной жизни.

активное вещание

Наблюдать за криком в различных ситуациях, гуления, лепетом, повторением складов и слов, употреблением слов в повседневной жизни.

5.

Экологическое развитие

Наблюдение с целью выявления реакции на явления, предметы окружения и деятельности с ними в повседневной жизни.

Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В течение года.

6.

Художественно-эстетическое развитие

Наблюдение с целью выявления реакции на качества предметов (цвет, форму, фактуру и др.), музыку и варианты деятельности с ними в повседневной жизни.

Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

В течение года.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru