Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Данная глава содержит практическую часть проделанной работы, состоящую из анализа систем упражнений для обучения диалогической и монологической речи (§2.1., §2.2. ) и анализа содержания отечественного УМК по французскому языку "L`oiseau bleu" для основного этапа обучения в общеобразовательной школе (§2.3., §2.4.)
Существуют определенные схемы методической последовательности действий учителя и учащихся при обучении диалогической речи.
Схема №1
На основе поэтапного овладения диалогическими единствами .
1. Овладение учащимися отдельными репликами (утверждение, переспрос, возражение, запрос информации, просьба, совет и т.д.).
2. Овладение учащимися умением соотносить отдельные реплики друг с другом (утверждение-переспрос, вопрос-ответ, приглашение-согласие и др.).
3. Овладение типами микродиалогов (односторонний диалог-расспрос, двусторонний диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление).
4. Овладение умением вести развернутый диалог, включающий различные типы микродиалогов.
5. Самостоятельное составление диалогов учащимися по ситуации, задаваемой учителем на основе:
а) темы (проблемы);
б) картинки или серии картинок;
в) прочитанного/прослушанного текста;
г) диафильма, видеофильма и т.д. с использованием различных видов опор (ключевые слова, функциональные схемы, задачи и концовка диалога и т.д.)
Схема №2
На основе диалога-образца
1. Прослушивание учащимися диалога-образца и контроль понимания его содержания (вопросы, выборочный ответ, истинные и ложные утверждения).
2. Повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором.
3. Чтение диалога по ролям и заучивание реплик
4. Воспроизведение диалога-образца учащимися.
5. Замена отдельных компонентов реплик (или целых реплик) диалога-образца, самостоятельное расширение собственных диалогов по аналогии с диалогом-образцом в новых ситуациях общения.
Гальскова Н.Д., Гез Н.И. предлагают следующую систему упражнений для обучения монологической речи. В нее входят две группы упражнений: упражнения для обучения подготовленной (управляемой) речи и упражнения для развития неподготовленной (неуправляемой) речи. Этап развития подготовленной речи подразумевает
1. Видоизменение текста-образца
2. Порождение самостоятельного высказывания:
а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, тезисы, заголовки)
б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача и тд.)
в) с опорой на изученную тему
Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи
l воспроизведение связанных высказываний с некоторой модификацией (изменение конца или начала, введение нового действующего лица)
l составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко на родном языке)
l описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма), связанных с изучаемой темой
l объяснение на иностранном языке заголовка (реалий)
l пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме)
l изложение диалога в монологической форме
l составление плана прослушанного рассказа
Примеры упражнений
Этап развития неподготовленной речи подразумевает порождение самостоятельного высказывания:
l с опорой на источник информации
l с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся
l с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях
Упражнения для обучения неподготовленной монологической речи
l придумывание заголовка и его обоснование