Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Методика изучения взаимоотношений организма и среды в курсе общей биологии » Педагогические условия формирования экологических знаний

Педагогические условия формирования экологических знаний

Страница 1

педагогический экологический биология преподавание

Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания школьников разрабатываются с учетом: возрастных особенностей учащихся, выражающихся во взаимосвязи мышления, памяти, внимания и успеваемости; направления их сознания на соблюдение нравственных и гражданских норм общества и оптимизации окружающей среды; системности и проблемности в обучении началам экологии. В учебных предметах содержится значительный объем естественнонаучных и гуманитарных знаний, систематизация которых и развитие на межпредметной основе с учетом психологических особенностей мышления, памяти и внимания старшеклассников позволяют сформировать общий подход к рассмотрению картины мира и воспитать осознанное стремление к активной общественно-полезной деятельности. Каким образом можно и необходимо систематизировать этот учебный материал, как придать обобщенный и конкретный характер знаниям о картине мира?

Первое условие - это учет возрастных особенностей взаимосвязи памяти, внимания и успеваемости школьников в целях формирования у них прочных, глубоких и системных знаний по основам наук. Следует отметить, что в литературе не подвергается специальному исследованию вопрос о возрастных особенностях зависимости успеваемости от памяти и внимания учащихся, к тому же данные приводятся, как правило, суммарно для мальчиков и девочек, что вряд ли является оправданным, поскольку практика школьной педагогики постоянно указывает на необходимость дифференцированного подхода к учащимся разного пола и возраста. В общей сумме факторов, определяющих успешность обучения, память и внимание перестают играть ведущую роль. На первое место выступают более сложные, приобретенные в процессе обучения формы усвоения учебного материала.

Второе условие заключается в формировании системности знаний учащихся применительно к старшеклассникам. Важное условие реализации экологических знаний в процессе обучения - формирование теоретического мышления. Выполнение этой задачи на уровне требований для выпускников средней школы выражается в усвоении ими основ научной теории. Каким образом достигается системность в знаниях старшеклассников?

Анализ школьных учебников показывает, что материал принципиально не может быть представлен в таком виде, чтобы ученик не преобразовывал его в своем сознании по элементам теории. Внутренняя перестройка знаний ученика сопровождается преобразованием тех связей, которые возникают при первичном ознакомлении с учебным материалом. Пересказывая материал, школьник вновь перестраивает имеющиеся знания. Таким образом, научная теория в учебном процессе отображается в трех принципиально разных системах: при первичном ознакомлении в учебнике или объяснении учителя, при итоговом - в сознании ученика и в изложении самого ученика. Чтобы школьник усвоил системные знания, ему необходимо дважды перестроить первично полученные сведения. Формирование знаний о знаниях - еще одна сторона усвоения теоретического материала, особенно в условиях актуальных задач оптимизации учебно-воспитательного процесса, которые стоят перед школой. В содержании образования эти знания выполняют функцию реализации принципов сознательности в обучении и, кроме, того, функцию направленности на формирование научного мировоззрения. Выработка научного мировоззрения включает в себя процесс формирования научной картины мира и систему взглядов на познание.

Третье условие - деятельность и общение в природной среде. Определение оптимальных условий формирования умений и навыков на базе экологических знаний. Таким образом, при осуществлении экологического подхода к изучению естественнонаучных дисциплин учащиеся усваивают, что природа и общество взаимосвязаны как во времени, так и в пространстве. Для данных взаимосвязей характерна определенная закономерность. На уроках физики, химии, биологии, географии и обществоведения школьники узнают, что явления, объекты и процессы действительности объективно связаны. Осуществляя межпредметные связи на занятиях естественнонаучных школьных дисциплин и во внеурочное время, школьники изучают явления природы и общества, познают объективные взаимосвязи. Школьник овладевает системой знаний в том случае, если он хорошо знает общие свойства и ее элементы, структуру и функцию изучаемого явления и может применить усвоенные знания в практических природоохранительных целях. Изучение общества и явлений природы на протяжении всего школьного курса неразрывно связано с развитием у учащихся системного мышления, чему способствует анализ объективных связей, обусловливающих биологические, физические, химические и другие явления на межпредметной основе в экологическом аспекте.

В процессе природоохранительной деятельности школьников большое место должно отводиться экспериментированию и практике. При определении целей и задач эксперимента, который ставят учащиеся, они должны обосновать постановку проблемы, этапы ее решения, методику исследования количественных и качественных показателей, а также методику проверки гипотезы в эксперименте и практический результат.

Страницы: 1 2

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru