Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Степень эффективности реализации в практике преподавания возможно при соблюдении ряда условий. Наиболее значимыми условиями, являются:
1. Социальный заказ общества, определяющийся эколого-экономическими особенностями развития региона;
2. Индивидуальными особенностями учащихся;
3. Профессиональная компетенция учителя;
4. Многоуровневость средового подхода.
Социальный заказ общества. Без преувеличения можно отметить, что «экологическое образование в свете концепции устойчивого развития приобретает роль системообразующего фактора образования в целом, определяя его стратегические цели и ведущие направления, входит в интеллектуальную основу школы будущего» (Экология. Образовательный стандарт, 1998). Ряд документов (Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»(1992 г.); Национальный план действий Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации по реализации решений конференции ООН по окружающей среде и развитию (1993 г.). [18]
Компетентность учителя. В современном образовательном процессе ведущая функция учителя сместилась от источника знаний, умений в сторону организатора, наставника, управляющего образовательным процессом, решая одну из главнейших его задач - развитие индивидуальных особенностей учащегося, его личностных и гражданских качеств, способствующих социальной зрелости и адаптации школьника в постоянно меняющемся мире.
Компетентность - это способность устанавливать связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, умение обнаружить проблему и решить ее. Важно не столько то, что человек знает, а то, насколько он разбирается в конкретном материале и использует его.
Индивидуальные особенности учащихся. Анализ работ показал, что основная мировоззренческая работа в системе общего образования приходится на подростковый возраст, ввиду следующих причин:
1. Подростковый возраст характеризуется интенсивным формированием личности, ростом духовных сил, бурной деятельности.
2. У подростка в высшей степени развито самосознание, интерес к внутреннему миру и качествам личности других людей.
3. Возникает стойкий интерес к вопросам типа: как возникла жизнь на Земле, происхождение человека, строение Вселенной и т.п. Это обуславливает качественный скачек в формировании взглядов на мир.
4. Наряду с конкретно-образным развивается и достигает апогея абстрактное мышление, способствующее обобщению и восприятию знаний.
5. Для подростка характерно критичность мышления. Он стремиться иметь собственные взгляды, мнение, суждение относительно к учебному материалу ранее не вызывающим у него ни раздумий, и сомнений.
6. Особенности мышления, заключающиеся в отношении учащегося к интеллектуальным задачам, требующих предварительного их мысленного решения. Умение оперирования гипотезами при их решении. Интеллектуализация процессов восприятия. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Осуществляется восприятие не только того, что лежит на поверхности явления (процесса), Но и то, что зависит от его отношения к воспринимаемому объекту (явлению).
7. Повышается развитие внимания, памяти, установление сложных ассоциаций, связь нового материала с ранее изученным. Ввиду чего обеспечивается связь материала разных учебных предметов, понимания общности и единства знаний, получаемых разными науками.
Повышенное внимание педагогов в последние годы привлекла проблема регионализации образования, проявляющаяся в двух аспектах:
1. Учета региональных особенностей в содержании образования, процессах воспитания;
2. Рассмотрения современных социально-экономических изменений в регионе, тенденции его развития.
Реализация на уроках экологии регионального принципа влияет на формирование экологического мировоззрения по средствам:
- больших методических преимуществ самостоятельного развития учащихся. Здесь имеется в виду реализация принципа от близкого к далекому, от известного к неизвестному, в процессе которого идет становление и развитие мыслительных логических операций при решении учащимися учебно-воспитательных задач;
- всестороннее изучение материала своей местности и использование его в экспериментальной работе, практической деятельности, способствующей связи теории и практики;