Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Первый уровень характеризуется незначительными нарушениями звукопроизношения, слуховая дифференциация звуков представлена на высоком качественном уровне, также, как фонематический анализ, синтез и представления. У детей имеется полное понимание речи окружающих, они успешно справляются с заданиями, направленными на определение качества экспрессивной речи. На хорошем уровне объём и качество словаря, номинативная функция слов. Связная речь таких детей отличается употреблением двух- и более словных предложений, развёрнутостью, образностью, логичностью, нормальным темпом и ритмом, сокращённостью пауз. В речи, в игре, в учебной деятельности такие дети проявляют активность и самостоятельность, интерес к игровой и учебной деятельности и положительное отношение к жизни коллектива. В целом высокое развитие речи детей обеспечивается благоприятным соотношением возрастных закономерностей, целенаправленной педагогической работой в семье и коллективе детского сада.
У детей, имеющих второй речевой уровень, в значительном количестве представлены нарушения звукопроизношения, нарушение звонкости и глухости звуков, наблюдается нарушение фонетической стороны речи, недостаточная сформированность слуховой дифференциации звуков и речеслуховых представлений. Достаточно полным качественным уровнем отличается и экспрессивная речь, хотя словарный запас более беден, чем у детей с первым уровнем, номинативная функция слова представлена не в полной мере. Связная речь находится на уровне употребления одно-, двух- и трёхсловных предложений, у детей не прослеживается тенденция к составлению развёрнутых рассказов, стиль изложения можно определить как стиль предельно сжатого и лаконичного, без особой эмоциональной окрашенности. В коллективной игре со сверстниками или учебной деятельности у таких детей наблюдается более низкий уровень активности, самостоятельности.
К третьему уровню речевого развития относятся дети, у которых обширно представлены нарушения фонетической стороны речи ещё более грубые нарушения в формировании фонематических представлений, несформированность процессов фонематического анализа и синтеза не позволяют ребёнку определить количество слов в предложении, их последовательность. Далеко не у всех детей имеется полное понимание речи окружающих. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря, связная речь этих детей находится на уровне перечисления и употребления не более, чем одно- и двухсложных предложений, отсутствует эмоциональность в скудных рассказах. При таком уровне развитости речи у детей существенно ограничивается круг общения, снижается активность и самостоятельность.
Существует и четвёртый уровень развития речи, у детей с данным уровнем имеются множественные нарушения фонетической и фонематической сторон речи, у них также нарушено понимание речи, экспрессивная речь крайне ограниченна, связная речь находится на уровне называния отдельных слов, а зачастую и осколков слов. Затруднения речевого общения вызывают у детей данного уровня негативизм.
Рассмотрев уровни речевого развития с точки зрения влияния развития речи и мышления на гармоничное развитие личности, можно с уверенностью сказать, что личность развивается только в процессе коммуникативного взаимодействия, и чем лучше развиты эти глубинные психические функции, тем успешнее складывается это взаимодействие. Разумеется, нельзя упускать из виду возможную отягощённость развития органическими нарушениями или другими сопутствующими заболеваниями, но закономерность и зависимость явно прослеживаются. Трудно переоценить значение своевременного и планомерного развития речи и мышления с самого раннего возраста для формирования гармоничной и активной личности.