Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Мы выдвинули предположение, что сказки являются эффективным средством связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Задачи практического исследования:
Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
Подобрать и организовать систему занятий с использованием картинок.
Провести исследование развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.
Для экспериментального исследования мы выбрали методики при помощи, которых определили уровень развития речи и влияние обучения рассказыванию по картинкам на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Методика №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.[36]
Методика №2. Изучение связности речи. Словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Методика №3. Изучение употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ №234 Октябрьского района города Новосибирска в средней группе: экспериментальная №1, контрольная №2, возраст детей 4-5 лет, в течение 2004/2005 учебного года (октябрь - март). Количество детей и в той и в другой группе составило по 12 человек. Список прилагается.
Методика №1. Изучение словаря детей.
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста.
Подготовка исследования. Подобрали предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы.
Проведение исследования. Исследование проводили индивидуально. Ребенку давали по одному предмету и предлагали с ним поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?» Затем предлагали ребенку погладить предмет, снять, надавить и т.п. и спрашивали: «Какой .?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать.
Обработка данных. Подсчитывали правильность названия детьми предметов, их частей и свойств. Данные оформили в таблицу №1, №2.
Выводы об уровне развития:
3 балла - высокий уровень
2 балла - средний уровень
1 балл - низкий уровень
Таблица 1
Данные экспериментальной группы
№ |
Имя ребенка |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
Количество баллов Уровень развития |
1 |
Эдик П. |
+ |
+ |
2С | |
2 |
Максим Р. |
+ |
1Н | ||
3 |
Катя Г. |
+ |
1Н | ||
4 |
Саша Г. |
+ |
+ |
2С | |
5 |
Маша М. |
+ |
+ |
2С | |
6 |
Матвей К. |
+ |
1Н | ||
7 |
Даша С. |
+ |
+ |
2С | |
8 |
Сережа А. |
+ |
+ |
2С | |
9 |
Вадим К. |
+ |
+ |
2С | |
10 |
Лера К. |
+ |
+ |
2С | |
11 |
Никита О. |
+ |
1Н | ||
12 |
Андрей И. |
+ |
+ |
+ |
зв |