Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это метод познания, с помощью которого в естественных условиях или искусственно созданных, контролируемых и управляемых условиях исследуется педагогическое явление, ищется способ решения научной задачи. Таким образом, эксперимент – это такой метод педагогического исследования, при котором происходит активное воздействие на педагогические явления путем создания новых условий, соответствующих цели исследования. Эксперимент должен быть ответом на какой-либо вопрос. Он должен быть направлен на проверку гипотезы. Без гипотез нет эксперимента, как нет его без убедительного теоретического и статистического доказательства, отвечающего современным требованиям.
Встречаются различные классификации видов экспериментов.
В нашем случае мы будем использовать сравнительный эксперимент – когда в одной группе работа (обучение) проводится с применением новой методики, а в другой – по общепринятой или иной, чем в экспериментальной группе, и при этом ставится задача выявления наибольшей эффективности различных методик. Такой эксперимент всегда проводится на основе сравнения двух сходных параллельных групп, классов – экспериментальных и контрольных. Сравнительной эксперимент проходил на основе анализа теса Торренса.
Диагностика творческих способностей учащихся
Перед тем, как диагностировать творческие способности, мы предполагаем наличие у школьника:
• интереса и любознательности, к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое, в овладении новыми способами деятельности, а также в постановке вопросов, чувстве радости открытия и увлеченности;
• стремление к творческим успехам и достижениям;
• стремление к признанию успеха в учебно-творческой деятельности и получению высокой оценки;
Е.П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены.
Вероятно, измерить креативность можно с помощью не тестов, а отдельных актов творчества. Таким актом может служить создание проекта.
Оценка творческих способностей детей в основном проводится на основе методик Торренса.
Мы тоже решили провести диагностику на основе методики Торренса.
Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они диагностируют таких параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше.
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:
исследование развития творческих способностей учащихся;
индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;