Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Формы и приемы изучения литературы о Великой Отечественной войне в 8-9 классах » Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в 8-9 классах

Содержание и особенности преподавания литературы о ВОВ в 8-9 классах

Страница 5

- дает ученикам начальное понятие о литературе ВОВ;

- готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы ВОВ в старших классах;

- начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;

- несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.

Таковы, в общих чертах, особенности, проблемы и задачи курса военной лирики и прозы за 8-9 класс среднеобразовательной школы. Однако, отчасти отвечая на вопрос «что изучать», мы закономерно переходим к вопросу «как изучать», то есть, к приемам и формам изучения военных тем на уроках литературы в 8-9 классах. Именно к ним мы и обратимся ниже.

Особенности изучения эпических и лирических произведений о войне в школе

Для изучения любого произведения, каждого автора русской литературы в определенном классе можно подобрать набор приемов и форм работы, которые можно комбинировать по-разному, но которые непременно должны вести к одному: к пониманию учащимися глубинной сути произведения, позиции автора. Курс литературы ВОВ не является исключением. Классические произведения литературы о Великой Отечественной войне несут в себе большой нравственный заряд. Во многом донесение идей и мыслей писателей и поэтов зависит от желания самого учителя, его собственной мировоззренческой позиции, от выбранных методов, приемов, форм и видов деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. «Приступая к изучению темы «Великая Отечественная война», учитель литературы прежде всего должен думать о том, как создать эмоциональное впечатление у ребят, сделать их соучастниками событий тех лет, приблизить то время». [6, с. 11]

Рассмотрим формы работы и приемы, которыми можно пользоваться при изучении творчества отдельных авторов или их групп (авторы и их произведения были перечислены в предыдущей главе). При этом скажем сразу, что для оговоренных выше тем приемы и формы изучения эпических и лирических произведений не будут существенно различаться.

Прежде всего, обратимся к приемам и формам общепринятым. Проверенные временем, они, разумеется, являются действенными, хотя от некоторых из них, возможно, стоит воздержаться, учитывая возрастные особенности учащихся или уровень их личного развития.

Например, приемы лекции и дискуссии в 8-9 классах при изучении тем литературы ВОВ будет неэффективным. Во-первых, ученики в этом возрасте еще недостаточно подготовлены к восприятию лекции, во-вторых, для лекции просто нет материала, предусмотренного программой (т.е., обширного рассмотрения биографии какого-либо писателя, истории создания произведения и т.д.). Те же самые проблемы возникают, если рассматривать дискуссию, хотя элементы и дискуссии и лекции могут быть включены в ход занятия.

Гораздо более эффективным в этом плане может быть рассказ. Его можно применять как в 8-м, так и в 9-м классе при изучении любого произведения. Это может быть рассказ учителя о жизни и творчестве писателя (например, А.Т. Твардовского), рассказ о Великой Отечественной Войне (как вступление к теме), рассказ ученика о герое произведения и т. д.

Можно также с успехом применять метод беседы. Он эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить как после прочтения лирических произведений, так и после изучения произведений прозаических. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: эвристическая, или познавательная беседа, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru