Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
В настоящее время существуют некоторые теоретические и нормативно-правовые основы профориентации, предпринимаются некоторые практические шаги. Однако сегодня вопросы профориентации рассматриваются преимущественно со стороны психологической науки. Для работы социального педагога по профориентации старшеклассников пока нет прочной методической и нормативно-правовой основы.
В связи с таким положением вещей, нами была разработана модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Программа реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Таким образом, функции социального педагога как профориентатора: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.
Для оценки эффективности модели были выделены такие группы критериев как: выбор профессии, уровень знаний о профессии, причина выбора профессии. Определены также количественные (соотношение количества учащихся по каждому из критериев; количество проконсультировавшихся старшеклассников за год; удельный вес тех или иных форм работы количество клиентов, последовавших рекомендациям социального педагога) и качественные (появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы; готовность работать совместно с социальным педагогом в процессе профессионального) показатели оценки.
Для подтверждения эффективности модели на базе ГОУ Центр внешкольной работы был проведен эксперимент по реализации модели профессиональной ориентации. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе с помощью анкетирования были получены данные, которые свидетельствуют о низком уровне профессиональной ориентации старшеклассников: многие еще не выбрали себе профессию, а из тех, кто выбрал, большинство мало или вовсе не знают о ней, о том, где и как ее можно получить. Необходимо также отметить, что многие ребята выбрали профессию исходя не из интереса к той или иной деятельности, а по причине только лишь престижности профессии или желания родителей продолжать семейную традицию. Все это подтвердило необходимость проведения профориентационных работ среди старшеклассников. Для следующих этапов эксперимента были сформированы две группы старшеклассников: экспериментальная и контрольная. Группы были организованы таким образом, чтобы результаты анкетирования были примерно одинаковые.
На формирующем этапе была реализована модель, описанная во второй главе. Работа проводилась только с экспериментальной группой. Согласно предложенной модели работа проводилась в четырех направлениях: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, коррекционно-развивающие занятия и профессиональная консультация. Профессиональные диагностика, просвещения и коррекционно-развивающие занятия имели групповой характер. Первая включала в себя проведение ряда тестов и диагностических методик на определение профессионального типа личности, склонностей, интересов и предпочтений старшеклассников. В ходе просвещения ученикам была предоставлена информация о профессиях, образовательных учреждениях города и страны, состоянии на рынке труда и потребности общества в кадрах, были организованы встречи со специалистами различных областей профессиональной деятельности. В процессе коррекционно-развивающих занятий были проведены групповые беседы, диспуты и тренинги, направленные на повышение уровня профессиональной ориентации учащихся. Консультирование проводилось индивидуально. Ученикам была оказана помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставлена вся необходимая информация.