Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Изучение научно-методической литературы показало, что элементы профотбора в России проявились еще в XVII веке, когда в возникшие навигацкие школы отбирали сильных здоровьем молодых людей. Далее под влиянием индустриализации общества профессиональная ориентация начала формироваться и развиваться.
Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е года XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового времени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования. Однако ее оказалось недостаточно. Молодежь ждала помощи в выборе будущей профессии.
В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. В это же время в России некоторыми вопросами профессиональной ориентации учащихся стали заниматься отдельные энтузиасты-педагоги. Они не только пропагандировали идеи профориентации и зарубежного опыта в этой области, но и исследовали профессиональные интересы и склонности молодых людей, профессиональные идеалы учащихся и мотивы их выбора.
Развивалась также и практика профессиональной ориентации. Появляются статьи по вопросам подготовки учащихся к выбору профессии. Среди таких статей – статья М.А. Рыбниковой «Тема для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы». Статья освещает опыт работы в 7–8 классах женской гимназии по проведению бесед о выборе профессии во внеурочное время.
Следует также отметить работы Н.К. Крупской. В своих статьях она изложила пути ознакомления школьников с трудом и производством в профориентационных целях. А в книге «Народное образование и демократия» (1915 г.) она положительно оценивала тот факт, что в американской школе есть «особые» советчики по выбору профессии, «которые наблюдают детей в школе, узнают их склонности, определяют, к какой профессии наиболее пригоден выходящий из школы подросток, и дают ему соответствующие указания» [44].
Накануне Октябрьской социалистической революции в печати начали выходить работы, в которых рассматривались профессиональные интересы учащихся, их идеалы и мотивы выбора профессии. Однако революция помешала выполнению намеченных целей.
После Октябрьской революции в организацию образования в нашей стране были внесены коренные изменения. 30 сентября 1918 года ВЦИК, приняв декрет о школе, утвердил разработанное Государственной комиссией по просвещению «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно которому в школе вводилась политехнизация, предусматривалась связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Таким образом, были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации с учащейся молодежью.
Политехнизацию образования поддерживали Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, а также А.В. Луначарский, А.С. Макаренко. Политехнизм, по их мнению, – это не только изучение материально-технической базы производства и его экономики, но и средство всестороннего развития школьника и подготовки его к выбору будущей профессии. В последующее время эта идея реализовалась как одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.