Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности конструктивного мышления дошкольников » Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

Страница 3

Материалы: счётные палочки двух цветов, фланелеграф с картонными моделями счётных палочек для педагога.

Задание

- Возьмите из коробки столько палочек, сколько у меня. Положите их перед собой так же ( ). Сколько палочек? (две)

- У кого палочки одного цвета? У кого разного цвета? Какого цвета палочки у тебя?

- Один да один. Сколько вместе? (два)

Эффективным средством развития конструктивного мышления также является моделирование.

Модельный подход к обучению - возможность представления понятий в виде вещественных и графических моделей, обеспечивающих наглядно-действенный и наглядно-образный характер обучения [6, с.169].

Моделирование – наглядно-практический приём, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений у дошкольников [6, с.168].

В основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением или знаком. Дети овладевают моделированием в игре, изобразительной деятельности, в конструировании, в процессе освоения речи и математики.

Метод моделирования широко применяется в методике ознакомления дошкольников с количественными и пространственными отношениями (автор Л.А. Венгер), в процессе усвоения представлений о числе и величине (автор Е.Б. Роговская).

Характеризуя полноценную моделирующую деятельность, можно выделить и обобщить действия, входящие в состав этой деятельности.

Виды моделирующих действий в системе формирования конструктивного мышления следующие [5, с.269]:

§ Визуальная оценка предложенных объектов;

§ Выбор типа модели, соответствующей данной задаче (заданию);

§ Перевод полученной словесной или визуальной информации в модель выбранного вида (схематическую, графическую, вещественную, мысленную, символическую);

§ Преобразование модели в соответствии с поставленной целью (учебной задачей);

§ Анализ полученных результатов на базе соотнесения исходного объекта с конечным;

§ Перенос полученных результатов на расширенную совокупность объектов данного вида.

Являясь общим средством изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приёмы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие конструктивного мышления.

Охарактеризуем организацию моделирующей конструктивной деятельности ребёнка 4-5 лет [5, с.274]

Цель: конструирование сюжета из геометрических фигур.

Материал: аппликация — образец, геометрические фигуры по форме фигур из рамки.

Способ выполнения: педагог предлагает детям сюжет:

— Однажды в предновогодний день дети слепили снеговика, поставили его во дворе и наказали ему: "Скажи Деду Морозу, что нам нужна елка к празднику!" Наступила новогодняя ночь, снеговик ожил и отправился к Деду Морозу. Наутро проснулись дети, вышли во двор и видят: стоит рядом со снеговиком красивая зеленая елочка.

Педагог показывает аппликацию, разбирает с детьми, какие понадобятся для нее детали. Аппликация моделируется на фланелеграфе из заранее приготовленных педагогом деталей. Их должно быть столько, сколько прорезей на рамке. Форма деталей соответствует форме прорезей на рамке. Дети отбирают подходящие формы и конструируют заданный сюжет на фланелеграфе.

Это упражнение организует визуальный анализ материала и перевод полученной визуальной информации в модель заданного вида (вид модели задает педагог).

В данном упражнении на моделирование дети активно работали с геометрическими фигурами, действовали собственными руками, сравнивали, обобщали, анализировали, оценивали результаты своей деятельности, т. е. производили полноценные учебные действия.

Таким образом, эффективными средствами развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике являются дидактические игры, развивающие упражнения, моделирование.

Страницы: 1 2 3 4

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru