Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Таблица 11. Ответы учащихся и родителей экспериментальной группы в итоговом тестировании.
Содержания новых ответов |
Представленность в экспериментальной группе, в % | |
При итоговом тестировании учащихся. |
При итоговом тестировании родителей | |
1. Выделение предмета музицирования. |
18,75 % |
37,5 % |
2. Интерес к сочинительству. |
12,5 % |
6,25 % |
3. Интерес к подбору популярных, современных мелодий. |
12,5 % |
6,25 % |
4. Общение, понимание друг друга на музыкальных занятиях. |
12,5 % |
6,25 % |
5. Разучивание мелодий «для души», «для себя». |
12,5 % |
6,25 % |
Из приведенной таблицы можно увидеть, что учащиеся и родители экспериментальной группы стали в анкетах выделять новое, что ранее не выделяли:
1) появился интерес к сочинительству, подбору популярных, современных мелодий;
2) разучивание мелодий для себя, для души, а не по программе. То есть здесь мы можем говорить о том, что учащиеся почувствовали себя субъектами музыкальной деятельности, заняли более активную позицию в обучении, ощутили себя значимыми, у них появился интерес к занятиям музыкой;
3) понимание друг друга на музыкальных занятиях, общение. Появление этого пункта говорит о том, что учащиеся через музыку стали находить какие-то новые для себя способы общения. Совместное сочинение на нескольких разных инструментах дало учащимся почувствовать, услышать друг друга, научиться по- новому контактировать.
3) Анализ рисунков «Я в музыкальной школе» позволяет проверить такие гипотезы, как:
1)вследствие занятий творческим музицированием, отношение учащихся к занятиям музыкой приобретет более позитивную окраску;
2) вследствие занятий творческим музицированием у учащихся возникнет отношение к музыке, как средству самовыражения и общения.
Анализируя рисунки контрольной и экспериментальной групп мы опирались на книги А.Л. Венгера [4] и К. Маховер [22]. Нами были выделены следующие критерии:
1) яркость, красочность;
2) размер и местоположение рисунка на листе;
3) цветовая гамма в рисунках;
4) заполненность листа;
Анализируя рисунки мы понимали, что данный диагностический метод является с одной стороны очень информативным, а с другой, очень субъективным методом. Показатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны. Самое сложное в анализе – это суметь выделить признаки, касающиеся непосредственно выдвинутых в исследовании гипотез, поэтому мы предположили, что по перечисленным критериям можно судить о подтверждении или опровержении выше указанных гипотез.
Рисунок «Я в музыкальной школе» является дополнительным методом и будет рассматриваться в комплексе с другими данными.
Анализ рисунков по выделенным критериям показал: рисунки в контрольной группе при предварительном и итоговом тестированиях имеют незначительные отличия: они выполнены в похожей цветовой гамме, размер и месторасположение фигур близкое, значительное увеличение красочности не наблюдается, многие рисунки похожи.
При анализе рисунков экспериментальной группы были выявлены отличия экспериментального и итогового тестирований:
1) в восьми рисунках в итоговом тестировании появилась более яркая цветовая гамма;
2) в одном рисунке изображение фигуры со спины заменено рисунком в анфас;
3) появилось смещение изображений фигуры к центру или еще более вправо в пяти рисунках в итоговом тестировании (пример: рис.№3 и №4; №5 и №6);
4) изображение в итоговом тестировании пейзажа – «это я на уроке музицирования сочиняю музыку»;
5) на четырех рисунках в предварительном тестировании не прорисованы кисти рук, в итоговом, кисти рук прорисованы (пример: рис.№1 и №2; №3 и №4; №5 и №6);