Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Профориентационная работа со старшеклассниками » Экспериментальная проверка эффективности модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками

Экспериментальная проверка эффективности модели профориентационной работы социального педагога со старшеклассниками

Страница 2

В формирующем эксперименте участвовала только экспериментальная группа. Основу данного этапа составляли групповые занятия по профессиональной диагностике, профессиональному просвещению, групповые тренинговые занятия и индивидуальные профессиональные консультации.

Целью занятий по профессиональной диагностике являлось выявление интересов, склонностей старшеклассников, направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики, определение социальных установок старшеклассников, определение мотивации выбора и ее структуры, определение выраженности и структуры способностей каждого. В рамках данных занятий детям были предложены следующие методики и тесты: тест Д. Голланда по определению типа личности; дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова; методика «Матрица выбора профессии»; тест «Склонность к исполнительскому или творческому труду»; методика «КОС»; методика «Карта интересов»; определение склонностей по методике Л.А. Йовайши; методика «Профориентационная анкета»; тест «Есть ли у вас деловая хватка», тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур».

Целями профессионального просвещения являлись расширение круга известных участникам эксперимента профессий, а также повышение уровня знаний старшеклассников об этих профессиях и о выбранной профессии в частности. Как было сказано выше, профессиональное просвещение включает в себя следующие направления: профессиональная информация и профессиональная агитация. Первое направление реализовывалось посредством организации занятий, на которых детям была предложена информация о различных профессиях, требованиях, которые они предъявляют к человеку; информация о состоянии рынка труда и потребности в кадрах; информация о средне-специальных и высших учебных заведениях, обучающих специалистов той или иной области профессиональной деятельности – какие есть, какой уровень образования необходимо иметь и какие экзамены необходимо сдавать для поступления в то или иное учреждение. Материалы для занятий собирались автором на выставках образования, в сети Internet, кроме того использовались материалы «Энциклопедии профессий Кирилла и Мефодия», журналов «Куда пойти учиться». Другой метод использовавшийся в процессе профессионального просвещения это организация встреч учащихся с представителями различных профессий: педагог, психолог, сотрудник милиции, директор образовательного учреждения, программист, медицинский работник и т.д. Профессиональная агитация проводилась в форме групповых бесед, диспутов, различных профориентационных игр: игра «Пришельцы»; игра «Остров»; игра «Три судьбы»; активизирующий опросник «Сейчас и потом».

Целями тренинговых занятий являлись более четкое определение предпочтительной профессии, расширение знаний учащихся о профессиях, информационная и психологическая подготовка их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, осознание учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, обучение учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), активизация планирования профессиональной и жизненной перспективы. На тренингах использовались следующие методы: групповая беседа, диспут и игровой метод. Были использованы следующие профориентационные игры и методики: активизирующий опросник «Перекресток»; игра «Профессия на букву»; игра «Цепочка профессий»; игра «День из жизни…»; игра «Ловушки-капканчики»; игра «Профконсультация»; игра «Защита профессии перед родителями»; игра «Приемная комиссия» (или «Отдел кадров»); игра «Самая-самая»; бланковая игра «Торг»; бланковая игра «Я – компаньон»; активизирующий опросник «Будь готов!»; активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ)»; активизирующий опросник «Престижная профессия»; активизирующий опросник «Сейчас и потом»; игровое упражнение «Подарок»; игра «Эпитафия»; карточная бланковая игра «Комплимент».

Целями организации индивидуального профессионального консультирования являлись: помощь тем участникам эксперимента, у кого после просвещения и тренингов остались невыясненные вопросы, кто сомневался в правильности сделанного ими выбора профессии; предоставление дополнительной информации об образовательных учреждениях, обучающих той или иной профессии. Содержание консультаций зависело от потребностей каждого конкретного ученика. В ходе консультирования детям была оказана помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, была предоставлена информация о показаниях и противопоказаниях к работе по той или иной профессии и способах и методах диагностики этих показаний. Кроме того учащимся была предоставлена информация о способах развития умений и навыков, необходимых для работы по выбранной специальности. С несколькими учащимися были проведены беседы по вопросу причины выбора профессии. В ходе консультации использовались следующие методики: карточная игра «Человек-судьба-черт»; игра «Профессьянс «Формула-5»; методика «Профконсультационные перечни».

Страницы: 1 2 3 4

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru