Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Организованный социально-педагогический эксперимент осуществлялся на базе ГОУ Центр внешкольной работы Северного административного округа.
Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап
На констатирующем этапе целью эксперимента являлось выявление уровня профессиональной ориентации старшеклассников. Для сбора данных использовались анкеты, составленные автором. Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам критериев: наличие выбора профессии, уровень знаний о профессии, причины выбора профессии.
Детям были предложены анкеты «Твое профессиональное будущее», составленные автором. Каждая анкета содержала 10 вопросов: 2 вопроса – открытые, 8 вопросов – с 3 вариантами ответов. Детям необходимо было написать ответ или выбрать один из вариантов. Текст анкеты представлен в Приложении 1.
Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения. Сначала данные были интерпретированы в соответствии с I группой критериев, а по II и III группам критериев были обработаны анкеты только тех детей, которые выбрали одну профессию или выбирают между 2–3 профессиями.
По результатам анкетирования были сформированы 2 группы респондентов:
1. экспериментальная – 20 детей в возрасте 15–17 лет;
2. контрольная – 20 детей в возрасте 15–17 лет.
Группы формировались таким образом, чтобы процентные соотношения по критериям в обеих группах были примерно одинаковые.
Результаты диагностики в экспериментальной группе следующие:
I. Выбор профессии:
1. 30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии;
2. 30% школьников выбирают между 2–3 профессиями;
3. 40% школьников еще не выбрали себе профессию.
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):
1. высокий уровень знаний у 20% детей;
2. средний уровень знаний у 45% детей;
3. низкий уровень знаний у 35% детей.
III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):
1. для 30% детей интересна выбранная деятельность;
2. для 30% детей главное в выбранной профессии – престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;
3. 40% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.
В контрольной группе результаты несколько отличаются:
I. Выбор профессии:
1. 30% школьников уже сделали выбор конкретной профессии;
2. 25% школьников выбирают между 2–3 профессиями;
3. 45% школьников еще не выбрали себе профессию.
II. Уровень знаний о профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):
1. высокий уровень знаний у 20% детей;
2. средний уровень знаний у 40% детей;
3. низкий уровень знаний у 40% детей.
III. Причина выбора профессии (из детей, сделавших выбор одной или 2–3 профессий):
1. для 30% детей причина выбора – интерес к выбранной деятельности;
2. для 35% детей главное в выбранной профессии – престиж, высокая заработная плата, интерес не обязателен;
3. 35% детей выбрали себе профессию на примере или по совету родителей.
Соотношения результатов анкетирования экспериментальной (1 группа) и контрольной (2 группа) групп хорошо видны на графиках (Рис. 2.)
Рис. 2. Результаты анкетирования старшеклассников на констатирующем этапе
Анализ полученных данных показал, что многие школьники еще не определились с выбором профессии, а из тех, кто определился, многие мало знают о выбранной профессии и о том, где ее можно получить. Большого внимания заслуживает и критерий причины выбора профессии – большинство опрошенных предпочитает интересу к профессии ее престижность и высокая оплачиваемость. Однако, как было сказано выше, это не всегда оказывается лучше.
На формирующем этапе для участвующих в эксперименте детей были разработаны групповые и индивидуальные занятия, целью которых была профессиональная ориентация учеников.