Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Социограмма представляет собой четыре концентрированных окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг – «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий – «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый – «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный – сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты и т. п.) заштриховывают.
Приложение 2
Методика «Социометрия».
Ход выполнения. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую, во вторую и в третью). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых.
Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой сроке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3,5 и 6.
Если ученики выбрали друг друга, то эти два выбора обводятся в кружочек. В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.
Матрица выбора
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 | ||
1 |
Антонова |
3 |
1 |
2 | ||||||||||||
2 |
Буланова |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
3 |
Васильев |
2 |
3 |
1 | ||||||||||||
4 |
Дятлов |
3 |
1 |
2 | ||||||||||||
5 |
Иглов |
1 |
3 |
2 | ||||||||||||
6 |
Климов |
1 |
3 |
2 | ||||||||||||
7 |
Леонов |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
8 |
Никитина |
2 |
3 |
1 | ||||||||||||
9 |
Орехов |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
10 |
Орфеев |
1 |
3 |
2 | ||||||||||||
11 |
Павлов |
2 |
1 |
3 | ||||||||||||
12 |
Родных |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
13 |
Семенчук |
3 |
2 |
1 | ||||||||||||
14 |
Тимофеева |
2 |
3 |
1 | ||||||||||||
15 |
Устюгова |
1 |
2 |
3 | ||||||||||||
Количество полученных выборов |
3 |
0 |
7 |
6 |
6 |
1 |
8 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
6 |
4 |
0 | |
Количество взаимных выборов |
3 |
0 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |