Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Будучи интегрированным результатом гуманитарного образования, физическая культура личности как деятельностная категория проявляет себя в трех основных направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отражает направленность личности "на себя", детерминированную ее социальным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому "самостроительству", самосовершенствованию. Во-вторых, она является основой самодеятельного, инициативного самовыражения специалиста, проявления творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс своего профессионального труда. В-третьих, отражает творчество личности, направленное на общественные отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, общественной и профессиональной деятельности, т.е. "на других". Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективности, так как она сама начинает творить те общественные отношения, совокупным ансамблем которых является.
Как известно, научное познание включает в себя следующие познавательные действия: восприятие с помощью органов чувств изучаемых объектов (процессов, явлений), осмысление заключенных в них причин и следствий и раскрытие их сущности, формирование теоретических выводов (понятий), практическая апробация их истинности и включение в систему соответствующей отрасли знаний.
Указанные познавательные действия осуществляются и в системе учебного познания, в ходе которого в том или ином виде воспроизводится процесс физического воспитания, естественно, с определенной педагогической модификацией, поскольку учащимся нужно не только осмысливать сущность и закономерности изучаемых предметов и явлений, но и усваивать их, вырабатывать соответствующие умения и навыки, а также осуществлять повторение и упрочение усвоенных знаний, умений и навыков [9].
Какие учебно-познавательные действия необходимо совершать учащимся в процессе обучения физического воспитания, чтобы овладеть изучаемым материалом, т.е. знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями? Система этих действий включает в себя:
· первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;
· последующее его более глубокое осмысление;
· усвоение (запоминание) изучаемого материала;
· применение усвоенных знаний на практике;
· дальнейшее повторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.
Указанные познавательные действия органически связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя на каждом этапе учебной работы на первый план выступает то одно, то другое действие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенного результата в овладении изучаемым материалом.
Было бы, однако, неправильным сводить усвоение процесса физического воспитания только к воспроизводящей деятельности. Оно должно сопровождаться более глубоким его осмыслением, нахождением в нем тех нюансов и деталей, которые раньше не воспринимались. Психолог А.А.Смирнов писал: «…Запоминание должно быть понято не как однообразное многократное запечатление того, что надо запомнить, а как разнообразно протекающая деятельность, каждое отдельное звено которой, то есть каждое отдельное повторение направлено на решение новой задачи».