Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
3-4 балла – 3-4 фрагмента названы правильно.
0-2 балла – 0-2 фрагмента названы правильно.
Выводы об уровне развития фонематического восприятия:
5 баллов – высокий уровень.
3-4 – средний уровень.
0-2 – низкий уровень.
2. Исследование грамматического строя речи
- Повторение предложений
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее.
• Птичка свила гнездо.
• В саду было много яблок.
• Дети делали снежную бабу.
• Петя сказал, что он не пойдет гулять.
• На зеленом лугу паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все параметры воспроизведения предложений в целом. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
Качество выполнения:
5 баллов - ребенок повторил все предложения правильно. Такое количество баллов соответствует высокому уровню сформированности грамматического строя речи.
3-4 балла – 3-4 предложения воспроизведены правильно.
0-2 балла – 0-2 предложения воспроизведены правильно.
Выводы об уровне сформированности грамматического строя речи:
5 баллов – высокий уровень.
3-4 – средний уровень.
0-2 – низкий уровень.
3. Исследование семантической стороны речи.
Методика № 1. «Изучение понимания речи».
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком.
1. Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2. Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3. Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.
4. Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.
5. Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.
6. Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.
7. Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз – 2 балла,
2 раза – 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз – 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 – до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 7 до 10 баллов - средний уровень понятия речи.
От 0 до 6 баллов – низкий уровень понимания речи.
Методика № 2. «Кто это».
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковка, картофель, редиска), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.