Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявление исходного уровня развития речи у слабослышащих дошкольников раннего возраста.
В эксперименте принимали участие трое детей с нарушениями слуха раннего возраста, обучающиеся в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями слуха (г.Чита).
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Выбрать и описать методы исследования уровня развития речи у слабослышащих дошкольников раннего возраста.
2. С помощью выбранных диагностических методов исследовать уровень развития речи у слабослышащих дошкольников раннего возраста.
3. Сделать выводы по окончании констатирующего этапа эксперимента.
Данный констатирующий этап нашего эксперимента проводился с января по март 2007 г.
Возраст детей на момент обследования был в границах от 3 лет до 3 лет 5 месяцев. Список детей представлен в таблице 1.
Таблица 1
Список детей, участвующих в эксперименте
Ф.И. ребенка, возраст на момент обследования |
Диагноз ребенка |
Саша Т., 3 года 4 мес. |
Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени |
Наташа С., 3 года |
Двухсторонняя сенсорная тугоухость III степени |
Юля Н., 3 года 5 мес. |
Двухсторонняя сенсоневральная тугоухость III ст., серная пробка |
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы выявил недостаточную разработанность методов диагностики детей раннего возраста с недостатками слуха. Cложное переплетение возрастных особенностей, нарушений деятельности различных анализаторов и систем, социально-психологических факторов обусловливает значительные трудности в диагностике речевых нарушений у детей этого возраста.
Наше экспериментальное исследование проводилось с использованием следующих методик:
1. Исследование сенсомоторного уровня речи
- Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
Предъявление - воспроизведение - предъявление - воспроизведение:
• ба - па - па - ба –
• са - ша - ша - са –
• ша - жа - ша - жа - ша - жа –
• ца - са -ца - са - ца - са –
• ра- ла - ра - ла - ра - ла -
Вначале предъявляется первая пара (ба – па), затем вторая (па – ба). Оценивается воспроизведение слогов в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения: точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все параметры воспроизведения слогов в целом. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
Качество выполнения:
5 баллов - ребенок повторил все слоги правильно. Такое количество баллов соответствует высокому уровню развития фонематического восприятия. Выполнены все параметры.