Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине » Методика формирующего эксперимента

Методика формирующего эксперимента

Страница 3

Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях:

1) развитие смыслового программирования текста,

2) овладение языковыми средствами оформления связного текста [20, с.91].

При этом мы учитывали опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.

В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:

развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;

формирование умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности;

развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.

В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:

развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;

формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;

развитие умения связывать предложения в текст [20, с.92]

С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:

1) Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов.

2) Работа с сюжетной и предметными картинками.

3) Работа серией сюжетных картинок.

4) Работа с текстом.

В процессе логопедической работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру [20, с.93]

Данные рекомендации были разработаны Р.И. Лалаевой для учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность. Но, на наш взгляд, они настолько точны и конкретны, что могут быть использованы и в процессе коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей, имеющих ОНР.

Планирование занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картинам: "Зимние забавы" и "Зима в лесу".

Таблица № 9

Этап

Цели этапа

Упражнения на формирование связной речи

Картинный материал

1. Определение состава картины.

Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

1) Приём "Подзорная труба"

2) Приём "Охота за подробностями"

3) Д/игра "Четвёртый лишний"

Картина "Зимние забавы"

Картина

"Зима в лесу"

2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

1) Приём "Пришёл волшебник "Объединяй"

"Ищу друзей"

"Ищу врагов".

2) Д/игра "Скажи ласково".

Картина "Зимние забавы"

Картина

"Зима в лесу"

3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.

1) Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств;

2) Учить составлять рассказы - описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

1) Приём "Вхождение в картину"

2) Приём "Пришёл волшебник "Я слушаю", "Я ощущаю запах", "Я пробую на вкус".

3) Д/игра "Назови слово"

Картина "Зимние забавы"

Картина

"Зима в лесу"

4. Преобразование объектов во времени.

1) Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;

2) Учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

1) Приём "Машина времени"

2) Д/и "Отгадай загадку"

Картина "Зимние забавы"

Картина

"Зима в лесу"

5. Составление рассказов от лица разных объектов.

1) Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;

2) Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

1) Приём "Ожившие предметы"

2) Приём "Кто, о чём говорит"

3) Д/игра "Какая, какой, какое?"

Картина "Зимние забавы"

Картина

"Зима в лесу"

Страницы: 1 2 3 4

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru