Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Логопедическая работа по развитию связной монологической речи проводится в двух направлениях:
1) развитие смыслового программирования текста,
2) овладение языковыми средствами оформления связного текста [20, с.91].
При этом мы учитывали опережающее развитие семантической стороны по отношению к формально-языковой. Ключевым моментом развития связной речи является работа над смысловой, семантической стороной связного текста.
В процессе работы над семантической стороной текста ставятся следующие задачи:
развитие умения анализировать наглядную ситуацию, выделять главное и второстепенное, основное и фоновое;
формирование умения располагать смысловые звенья в определённой последовательности;
развитие способности удерживать смысловую программу в памяти.
В процессе логопедической работы над языковым оформлением текста ставятся следующие задачи:
развитие умения перекодировать каждый смысловой элемент в грамматически правильную структуру предложения;
формирование умения располагать предложения в определённой последовательности;
развитие умения связывать предложения в текст [20, с.92]
С целью формирования навыков смыслового (внутреннего) программирования текста рекомендуются следующие виды работ:
1) Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов.
2) Работа с сюжетной и предметными картинками.
3) Работа серией сюжетных картинок.
4) Работа с текстом.
В процессе логопедической работы над связной речью необходимо учитывать и характер текста, его семантическую структуру [20, с.93]
Данные рекомендации были разработаны Р.И. Лалаевой для учащихся, имеющих интеллектуальную недостаточность. Но, на наш взгляд, они настолько точны и конкретны, что могут быть использованы и в процессе коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей, имеющих ОНР.
Планирование занятий, направленных на обучение детей рассказыванию по картинам: "Зимние забавы" и "Зима в лесу".
Таблица № 9
Этап |
Цели этапа |
Упражнения на формирование связной речи |
Картинный материал | |
1. Определение состава картины. |
Обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. |
1) Приём "Подзорная труба" 2) Приём "Охота за подробностями" 3) Д/игра "Четвёртый лишний" |
Картина "Зимние забавы" |
Картина "Зима в лесу" |
2. Установление взаимосвязей между объектами на картине. |
Упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. |
1) Приём "Пришёл волшебник "Объединяй" "Ищу друзей" "Ищу врагов". 2) Д/игра "Скажи ласково". |
Картина "Зимние забавы" |
Картина "Зима в лесу" |
3. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. |
1) Обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определённые органы чувств; 2) Учить составлять рассказы - описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. |
1) Приём "Вхождение в картину" 2) Приём "Пришёл волшебник "Я слушаю", "Я ощущаю запах", "Я пробую на вкус". 3) Д/игра "Назови слово" |
Картина "Зимние забавы" |
Картина "Зима в лесу" |
4. Преобразование объектов во времени. |
1) Учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; 2) Учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. |
1) Приём "Машина времени" 2) Д/и "Отгадай загадку" |
Картина "Зимние забавы" |
Картина "Зима в лесу" |
5. Составление рассказов от лица разных объектов. |
1) Обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; 2) Упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. |
1) Приём "Ожившие предметы" 2) Приём "Кто, о чём говорит" 3) Д/игра "Какая, какой, какое?" |
Картина "Зимние забавы" |
Картина "Зима в лесу" |