Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассказу по картине » Развитие связной речи детей в онтогенезе

Развитие связной речи детей в онтогенезе

Страница 2

У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении с взрослыми и сверстниками, ребёнок начинает понимать простые вопросы ("где кошка?"). Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться к взрослым с вопросами типа "что это?", "зачем?", "куда?".

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённые предложения, позже - сложноподчиненные. Ребенок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может ответить на некоторые вопросы по прочитанному. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они не могут, хотя некоторые к концу третьего года жизни справляются и с таким заданием. Большинство же детей при пересказе способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов [24, с.17].

Г.В. Чиркина отмечает, что процесс усвоения языка протекает так динамично, что после 3 лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений с использованием союзов и союзных слов [47, с.22].

По мнению Г.Р. Шашкиной [49, с.13], у детей в дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму контекстной, монологической.

Переход от ситуативной речи к контекстной, отмечает Д.Б. Эльконин [50], происходит к 4-5 годам. Данное явление тесно связано с освоением словарного состава и грамматического состава родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства языка. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.

М.М. Алексеева указывает на то, что наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения [1, с.252].

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по картинам. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами "ещё", "потом") [1, с.253].

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы [1].

В исследованиях Л.И. Беляковой отмечено, что к 5 годам начинает формироваться контекстная речь, то есть самостоятельное порождение высказывания. К этому возрасту 60% детей могут самостоятельно пересказать прослушанный текст, у 25% контекстная речь состоит только из простых по структуре фраз. Они нередко употребляют сложные слова. В пересказе упускают часть сюжета, хотя смысл передают правильно [5, с.11].

Т.Б. Филичева в своих исследованиях подчёркивает, что на пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного) [42, с.27].

Страницы: 1 2 3

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru