Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Следующее задание было направлено на изучение предложно-падежных форм.
Сначала мы проверили умение употреблять предложно-падежные формы существительных единственного числа.
Результаты исследования были следующие:
• 13 детей справились с заданием без ошибок, что составляло 76%;
• 4 ребенка допустили по одной ошибке (23%);
Больше всего ошибок дети допускали в употреблении существительного в предложном падеже.
Затем мы проверили умение употреблять падежные формы существительных множественного числа.
• 5 учащихся ответили без ошибок (29%);
• 7 ребенка допустили по 1 ошибке (41%);
• 3 испытуемых по 2–3 раза ответили неверно (17%);
• 2 сделали более 3-х ошибок (11%).
Это можно объяснить тем, что в речи нормально говорящих детей сначала появляются согласования в единственном числе, а затем во множественном. В пассивном словаре всех детей были простые предлоги, что составляло 100%. Двенадцать испытуемых понимали сложные предлоги (70%).
В активе только у восьми учащихся были некоторые сложные предлоги (между, около, через), что составляло 47%. Шестнадцать детей употребляли все простые предлоги (94%).
Обследование словарного запаса.
На основании всего предыдущего обследования можно было судить о словаре детей. Кроме того, детям предлагались следующие задания:
1. Предметный словарь:
а. объяснение значения слов;
б. называние частей предмета;
в. уровень обобщений;
2. Словарь признаков:
а. подбор прилагательных к существительным;
б. подбор антонимов;
3. Глагольный словарь:
а. подбор действий к существительным;
б. образование глаголов от звукоподражаний.
Для выполнения первого задания на исследование состояния лексики было предложено объяснить значения слов «манжет» и «подоконник».
• 15 детей правильно объяснили значение слов, но в их ответах содержалось небольшое количество аграмматизмов, дети с трудом подыскивали слова (88%);
• 2 ребенка не справились с заданием (11%).
Для выполнения задания на называние частей предметов предлагалось перечислить все части стула и чайника.
• 8 учащихся назвали все части предметов, что составляло 47%;
• 8 учащихся не назвали по одной части (47%);
• 1 не смог назвать две части у чайника и одну у стула (5%);
Самым трудным было назвать донышко и носик у чайника и сиденье и спинку у стула. Результаты выполнения этого задания говорят о том, что у детей ограничен предметный словарь.
Для исследования уровня обобщений детям предлагались картинки, которые нужно было назвать одним словом. Всего было 20 серий картинок по 6 в каждой.
• 11 детей назвали 10 обобщающих понятий (64%);
• 4 ребенка назвали 6 обобщающих понятия (21%);
• у 2-х детей-4 (11%);
Результаты этого исследования говорят о среднем уровне обобщений у большей половины детей и ограниченном словарном запасе.
Итак, все задания выявили ограниченный предметный словарь, особенно у двоих детей.
В задании на подбор прилагательных к существительным предлагалось 4 слова, к которым нужно было подобрать «слово-признак»: лимон, лиса, еж, стакан.
• 13 детей справились с заданием (76%);
• 4 учащихся не смогли подобрать лишь одно прилагательное (23%);
В следующем задании нужно было подобрать слова с противоположным значением к словам: широкий, веселый, светлый, высокий, больной, прямой, длинный, сухой, тяжелый, холодный. Слова включали в предложения: «Эта лента широкая, а эта?»
• 8 учащихся смогли подобрать все антонимы (47%);