Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Итак, исследование фонематического восприятия выявило низкий уровень его развития у 6 испытуемых, что и привело к трудностям овладения грамотой, ошибкам письма и чтения.
Обследование состояния навыков фонематического анализа и синтеза речи.
Обследование фонематического анализа.
Для обследования языкового анализа были использованы следующие задания:
1. анализ предложений;
2. выделение первого звука в слове;
3. выделение последнего звука в слове;
4. определение последовательности звуков в слове.
Для выполнения первой серии заданий были предложены три предложения, состоящих из четырех слов. В состав одного предложения входил предлог. (Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю.)
Результаты исследования показали следующее:
• 10 учащихся справились с заданием, не сделав ни одной ошибки (58%);
• 4 ребенка сделали 2 ошибки, что составляет (23%);
• 3 испытуемых не смоги выделить предлог как отдельное слово (17%);
Таким образом, у 7 детей не сформирована аналитическая деятельность на уровне предложений, следовательно, в школе, при обучении возникают ошибки слитного написания слов.
Во второй серии заданий предлагалось выделить первый звук в словах. Предлагалось 8 слов: эхо, Алик, Оля, пух, утка, сок, волк, кот.
При выполнении этой серии заданий были получены следующие результаты:
• 11 учащихся справились с заданием (64%);
• 4 ребенка допустили 1 ошибку, что составляет 23%;
• 2 ребенка допустили 2–3 ошибки (11%);
• 3 ребенка ориентировались на наиболее слышимые звуки (17%);
Итак, у 6 учащихся при выполнении этой серии заданий наблюдались ошибки анализа языкового материала.
Для выполнения третьей серии заданий предлагалось 8 слов: пух, кот, мак, нос, мука, шары, окно, сады.
Результаты исследования показали:
• 10 учащихся справились с заданием (58%);
• 5 учащихся допустили 1 ошибку, что составляет 29%;
• 2 ребенка сделали 2–3 ошибки (11%);
• 1 ребенок не справился с заданием (5%).
В последней серии заданий требовалось определить последовательность звуков в слове. Детям предлагалось назвать любую из картинок и определить место звука в слове по отношению к другим звукам. Например: «После какого и перед каким звуком находится звук О в слове КОТ?»
• 9 детей не допустили ни одной ошибки, что составляет 52%;
• 4 учащихся допустили 2 ошибки (23%);
• 3 учащихся допустили 3 -4 ошибки (21%);
• 1 ребенок не справился с заданием (5%).
Обследование фонематического синтеза.
При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности.
Детям предлагались следующие задания:
1. составить слова из заданного количества звуков, данных в прямой последовательности; (ч-а-с, п-ы-ль, з-в-у-к, п-а-р-к, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д'-и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и.)
Результаты исследования показали:
• 8 детей справились с заданием без особого труда (47%)
• 5 детей составляли слова после поисковых ошибок (29%);
• 4 учащихся не смогли составить слово (23%);
2. составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Только 8 детей смогли справиться с этим заданием (47%).
В результате обследования мы увидели, что многие дети испытывают трудности в анализе звукового состава речи.
Многие задания дети выполняли с многочисленными ошибками. Так, задача на выделение первого звука оказалась посильна одиннадцати учащимся. В остальных, более худших случаях, дети вовсе не выделяли звук из начала слова (2) или выполняли задание с большим количеством ошибок (4).