Сенсорное воспитание дошкольников
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.
Компьютерно-телевизионные средства обучения
Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...
Обследование состояния фонематического слуха и восприятия.
Для исследования состояния фонематического слуха и восприятия использовались следующие серии заданий:
1. произнесение слов-паронимов отраженно за логопедом;
2. показ ребенком слова после его произнесения логопедом на материале слов-квазиомонимов;
3. повторение цепочки слогов с фонетически близкими звуками;
4. реагирование на определенный слог из серии произносимых слогов;
5. реагирование на определенный звук из серии других звуков.
В первой серии заданий использовалось 10 пар слов-паронимов. Результаты исследования показали:
• 8 детей не сделали ни одной ошибки (47%).
• 6 учащихся допустили от 1 до 2-х ошибок (17% от общего числа испытуемых);
• 3 ребенка допустили более 3-х ошибок (17%);
У семи детей, как видно из приведенных данных, имелась недостаточность фонематического слуха.
Во второй серии заданий было 10 пар картинок, названия которых соответствовали 10-ти парам слов-квазиомонимов, использованных устно в предыдущем задании.
Результаты исследования показали:
• 13 детей не сделали ни одной ошибки (76% от общего числа испытуемых);
• 4 учащихся допустили 1–2 ошибки (21%).
Сопоставляя результаты этих двух серий заданий можно сделать вывод, что дети допускают меньше ошибок при показывании слов-паронимов после произнесения логопедом, чем при повторении за ним.
Третья серия заданий включала повторение цепочки слогов с близкими по звучанию и артикуляции звуками. Результаты представлены в приложении 3.
Для повторения предлагались следующие цепочки слогов: та-да-та, ка-га-ка, па-ба-па, та-тя-та, са-ша-са и др.
Результаты исследования показали следующее:
• 6 учащихся не допустили ни одной ошибки (35%);
• 7 детей сделали 1–3 ошибки (41%);
• у 4-х испытуемых отмечалось более 3-х ошибок (41%).
Итак, исследование показало, что только шестеро детей, что составило 35%, с заданием справились, у остальных испытуемых выражена недостаточность фонематического слуха. При этом они употребляли слоги, переставляя их местами, опускали или прибавляли новые слоги.
Следующим заданием было отхлопывание нужного слога из серии слогов. Использовались серии слогов, содержащие часто смешиваемые звуки (приложение 4).
Результаты были следующими:
• 8 учащихся не допустили ни одной ошибки, что составляет 47%;
• 5 учащихся сделали 1–2 ошибки (29%);
• у 4-х детей отмечалось более 3-х ошибок (23%).
Последняя серия заданий включала опознавание изолированных звуков в ряду других, близких по звучанию. Предлагалось различение на слух таких пар звуков: с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, ц-с, с-с', з-з', ч-щ, ч-ц, с'-з' и др. (приложение 5).
Результаты исследования показали:
• у 6-ти детей наблюдались ошибки при дифференциации звуков по мягкости-твердости, что составляло 35%;
• 5 детей смешивали звуки по звонкости-глухости (29%);
• у 3-х детей отмечалось смешение свистящих и шипящих звуков (17%);
• у одного ребенка наблюдались смешения внутри групп свистящих и / или шипящих звуков (5%).
Итак, при различении на слух близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков у испытуемых наблюдаются значительные трудности.
У восьми детей отмечались все вышеперечисленные затруднения дифференциации звуков на слух. Эти же дети делали больше всего ошибок и при выполнении других заданий.
Меньше ошибок обнаружено при выполнении второй серии заданий, где детям предъявлялись картинки слов-паронимов. Это говорит о том, что наглядный материал помогает выполнению заданий. На втором месте стоит серия заданий повторения за логопедом слов-квазиомонимов без наглядного материала. Больше трудностей дети испытывали при отхлопывании нужного слога из ряда слогов, что говорит о том, что смысловая нагрузка слова облегчает восприятие. Еще более трудным заданием было повторение вслед за педагогом серии слогов. И самые плохие результаты отмечались при отхлопывании нужного звука из ряда изолированно произносимых звуков.