Сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное воспитание дошкольников

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест.

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Компьютерно-телевизионные средства обучения

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности...

Информация о педагогике » Особенности мышления в младшем школьном возрасте и их влияние на продуктивность усвоения материала на уроке иностранного языка » Особенности организации уроков немецкого языка с учетом особенностей мышления младших школьников

Особенности организации уроков немецкого языка с учетом особенностей мышления младших школьников

Страница 5

При групповой форме работы важно выслушать все придуманные ребятами предложения, эту рекомендацию мы учли. Также поощряли ребят, придумавших самые оригинальные предложения, обосновывали, почему именно тот или иной ответ нравится или не нравится, интересен или нет.

При игре “Поиск общих свойств” очень важно выслушать все ответы ребят, что мы и учли. В игре победил тот из учащихся , у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков мы обращали внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. - второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

На следующем занятии мы применяли упражнения «Самые важные слова» и «Рассыпанные слова» (см. Приложение 3). Эти упражнения (модификация известного тестового задания) - еще один повод порассуждать с ребенком о признаках предметов, о том, какие из этих признаков являются существенными, а какие нет, объяснить ему, что существенные признаки предметов - такие, каждый из которых необходим, а все вместе они достаточны, чтобы полностью определить данный предмет. Такая работа позволила детям развивать способности к абстрагированию и выделению главного, потренирует умение отвлекаться от "шелухи" второстепенного.

В своей работе мы использовали дидактические игры с природным материалом, такие как “Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и т.д. В этих играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Применяли и настольные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?».

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и.т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – не похож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом”.

С помощью игровых развивающих заданий и упражнений происходит развитие двух типов (или уровней) понятийного ~ мышления: интуитивного, формируемого в личном опыте ребенка, и «осознанного» мышления на основе правил.

С целью развития интуитивного мышления ребенку предлагаются задания на дополнение, исключение, обобщение, в которых принцип деятельности (основание классификации) он выбирает самостоятельно в соответствии с доминирующей внутренней установкой на сущностные, эмоциональные или ситуативные признаки и т.п. Естественно, установка может включаться неосознанно, то есть ребенок фактически не выбирает, а просто действует привычным для него способом.

Для развития «осознанного» мышления ребенку предлагаются задания и упражнения, в которых принцип действия уже приведен и его надо только использовать. Суть правила или принципа действия можно передать только опосредованно, с использованием «материальных носителей» – слов, образов, символов. Далее в наиболее «чистом»символьном выражении (в виде формул) суть закона или правила отнюдь не очевидна и может пониматься по-разному. Смысловая неоднозначность восприятия – это не исключение, а правило. Свойств или связей у любого явления всегда много (или хотя бы несколько), значит, возможно столько же вариантов обобщения. В нашей практике этому служат известные задания на речевые, образные и визуальные аналогии (см. Приложение 4).

Итак, мы использовали следующие упражнения для развития мышления у младших школьников:

Составление предложений – состоит из произвольных взятых слов.

Исключение лишнего слова – из произвольно взятых слов.

Поиск аналогов - необходимо найти как можно больше аналогов произвольно выбранного предмета.

Поиск противоположных предметов.

Поиск предметов по заданным признакам (две противоположные функции: дверь и закрывает и открывает вход в помещение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.legrum.ru